19-я годовщина блаженной кончины схиархимандрита Зосимы (Сокура)

Свято-Успенская-Николо-Васильевская обитель села Никольское Донецкой епархии. Здесь служил Богу, строил храмы, принимал людей, исцелял, исповедовал известный далеко за пределами Украины схиархимандрит Зосима (Сокур). Его не стало 19 лет назад – в день Погребения Божией Матери. А люди до сих пор говорят: “Еду в Никольское, к батюшке Зосиме”, – как будто он жив, выйдет сейчас из кельи, коснется твоей руки, благословит, ответит на вопрос, который ты еще и задать не успел.

В день его преставления в обители состоялось богослужение. По благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского, Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Ефрем, архиепископ Бердянский и Приморский в сослужении епископа Волновахского Амвросия, епископа Добропольского Спиридона, епископа Константиновского Паисия, духовенства епархии, братии обители в священном сане.

Те, кому довелось быть с ним знакомым, говорят, что он был прозорлив. Одним своим благословением менял судьбы. Молитвой исцелял болезни. А для себя у Бога ничего не просил – ни здоровья, ни достатка. Ходил в заношенной, порыжелой от времени рясе. Строжайший пост. Непрекращающаяся молитва. Спал по два-четыре часа в сутки, а иногда и совсем не ложился.

На ногах у старца были незаживающие открытые раны – последствия его пребывания в тюрьмах “за пропаганду религиозного дурмана”. Однажды врач, увидев эти раны, ахнула: “Чем же вы ходите?!” – “Духом Святым”, – ответил старец. Он и впрямь последние годы держался только с Божией помощью. Отбитые, простуженные почки отказывались функционировать. На спине вырос горб. В последнее время он передвигался в инвалидной коляске, но все равно не производил впечатления больного и немощного человека. Наоборот, к нему шли за утешением и помощью – больные и здоровые, верующие и не очень, рабочие и интеллигенты… И для каждого он находил нужные слова. У людей изменялись характер, отношение к жизни. Проповеди старца трогали самые ожесточенные сердца.

Глядя на нынешнюю красоту и великолепие монастырской территории, трудно представить, что когда в 1987 году схиархимандрит Зосима приехал сюда, его встретила мерзость запустения. Вместо построенных до революции храмов стояли развалины. Власти отправили его в Никольское именно потому, что село стояло на отшибе. Уж сюда-то к Зосиме не будут ездить. А когда все-таки поехали, то стали отменять даже автобусные рейсы в райцентр. Но “устный телеграф” запретить невозможно, а молва об удивительном старце расходилась все дальше и дальше.

Вскоре на заброшенном голом месте выросли храмы, часовни, трапезная, Дом милосердия. Батюшка Зосима создал здесь два монастыря – мужской и женский. Его отец погиб в Великой Отечественной войне, так и не успев увидеть сына. Мать – простая верующая крестьянка – родила мальчика в тюрьме, где отбывала срок “за религиозную пропаганду”. Вся ее вина состояла в том, что женщина ходила на тайные ночные моления монахинь, которые жили в их селе. Так среди подвига исповедничества, среди уз и страданий за имя Христово появился на свет будущий схимник, мужественный исповедник православной веры, Ваня Сокур, как его тогда звали в миру. Это была жизнь, с рождения посвященная Богу. Школа, семинария, принятие монашества… Перед молодым кандидатом богословия открывались, казалось, прекрасные перспективы. Он выбрал путь простого сельского батюшки и ничем, кроме молитвы, не защищенный, противостоял мощной богоборческой силе.

Старцу Зосиме было 58 лет. Он точно предсказал день и час своей кончины, сказал, что в эту минуту остановятся часы на его столике в алтаре. Так и произошло.

Он всегда говорил: “А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу, помогу”. И помогает. Иначе, отчего же к часовне-усыпальнице, где покоится старец, струится нескончаемый человеческий поток? Перед входом люди снимают обувь и благоговейно проходят к лежащей на полу белой мраморной плите с высеченными на ней золотыми буквами: “В сей усыпальнице покоится Всечестной отец наш схиархимандрит Зосима…””Любовь превыше всего!” – часто повторял старец. Обычно, по обету, данному еще в семинарии, он на письма не отвечал, просто молился за всех, кто обращался к нему за молитвой и поддержкой. Но сохранилось его единственное письмо, ответ-наставление на извечный вопрос: “Как жить? Как спастись?” – “Научись, – писал он, – терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко…”.

Комментирование запрещено