В Святогорье встретили праздник Покрова Божией Матери

13-14 октября митрополит Святогорский Арсений возглавил богослужения престольного праздника Свято-Успенской Святогорской Лавры.

Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из престольных дней Святогорской обители, поскольку в её храмовом комплексе, как и во многих богоспасаемых обителях Святой Руси, есть Покровский храм (в Святых Горах это надвратный храм монастыря).

Вечернее богослужение, предварившее престольный праздник, совершалось в Свято-Успенском соборе. Возглавил его наместник Святогорской Лавры в сослужении братии в священном сане.

В сам праздник Покрова Божией Матери службы совершались с 6 часов утра, одновременно в Успенском соборе и в Покровском храме.

В Покровском храме читалось утреннее правило и полунощница, затем — акафист Покрову Пресвятой Богородицы и 3-й и 6-й час, после прочтения которых состоялась встреча владыки Арсения, возглавившего праздничную Божественную литургию. В храме молилось до 150 верующих, почти все они в этот день причастились Святых Христовых Таин.

 

Надо отметить, накануне праздника вся братия и многие из святогорских паломников держали трёхдневный строгий пост, чтобы в праздник Покрова Пресвятой Богородицы сподобиться принять Святое Причастие. Также накануне праздника в течение трех дней совершались по утрам перед литургией соборные молебны с акафистом Божией Матери.

Проповедь после Евангелия говорил митрополит Арсений. Посвящена она была, конечно же, чествуемому в этот святой день событию, виденному святым Андреем Христа ради юродивым и его учеником, блаженным Епифанием, — чудесному явлению Царицы Небесной, покрывающей молящихся в храме Своим Омофором. Поведав историю праздника, владыка рассказал о том, как была увековечена память о нём в Русской Церкви при благоверном князе Андрее Боголюбском (на удивление, в Греческой Церкви он долгое время был предан забвению). Ведь Покров Царицы Небесной — это не только издавна почитаемый на Руси великий праздник, но имя его увековечено также в названии городов, селений, улиц — так наши предки вручали жизни свои Божией Матери, под Её материнский покров.

Напомнил владыка наместник также и случай явления Пресвятой Богородицы отцу Герману, будущему преподобному архимандриту Святогорскому, когда во время акафиста он также сподобился великого утешения и радости созерцать Саму Царицу неба и земли в алтаре Покровского храма. Архипастырь особо подчеркнул мысль о том, с каким чувством должно молиться Матери Божией: ведь если Она Сама посетила тогда этот храм, то это только потому, что такова была молитва и усердие благочестивой братии и прихожан.

Упомянуто было также бытие Покровского храма в безбожное советское время, когда храм-исповедник новые «хозяева» обители безуспешно пытались превратить в общежитие. «Такое безумие даёт только безбожие» — в храме сделали перегородки и устроили однокомнатные квартиры для рабочих. Однако не смогли они там выдержать и двух дней, ибо каждую ночь не могли спать оттого, что слышали непрестанный женский плач…

В истории явления благодатной помощи Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде, когда 74 удельных князей объединились, дабы разграбить этот богатый город, были проведены параллели с нашим временем. Когда новгородцы совершили крестный ход с иконой Матери Божией, и в крестный ход стали лететь стрелы, одна из них ударилась в пречистый лик Богородицы… Затем свершилось чудо, нападавших внезапно поразила слепота, гибель была отведена от города. Однако случай этот очень напомнил недавние события Всеукраинского Крестного хода, когда в безумии своём не только в крестоходцев, но в икону Самой Царицы Небесной дерзали кидать камнями, яйцами, обсыпать нецензурной бранью… В истории с Великим Новгородом особо отмечалось, о чём молились новгородцы: «Господи, не дай нам пролить братской крови!». Архипастырь призвал всех молиться этой молитвой, молиться к Богородице с дерзновением, ибо «одно у нас общее бедствие  — безумие братоубийственной войны. И мы не хотим пролития братской крови, не хотим разрушения наших городов» — призывал владыка молиться о мире.

Вновь говорилось о причинах постигшего наше Отечество горя: «Грех — это болезнь, которая влечёт за собой деградацию одного человека, а затем целого общества. Вот главная причина». Аборты, гей-парады в центре столицы — колыбели Православия, извращение дара слова — повсеместная нецензурная брань… То, что происходит сейчас, бедствие в стране — всего лишь последствия бедствия, случившегося в человеческих душах, ведь по словам проповедника, через грех отходит благодать.

Его Высокопреосвященство ещё раз напомнил, с каким искренним и дерзновенным чувством нужно предстоять в храме, с каким чувством надо молиться, чтобы тоже сподобимся чудесной помощи Владычицы нашей Богородицы: «Дай Бог, чтобы в сегодняшний день у престола Сына Своего Божья Матерь рассказала о чуде нашего покаяния, и обливалась слезами не горя, а радости о нас». Восхваляя материнские молитвы Божией Матери обо всех чадах Своих, владыка призывал свою паству: «Научитесь и вы так молиться. Научитесь и вы так прощать, как Она нам прощает. Научитесь и вы так любить, как Она нас любит. Научитесь, братья и сестры, наконец, жить здравомысленно, по совести и по заповедям Божиим, и очень многое, поверьте, изменится тогда в нашем обществе. И в том да поможет нам в сегодняшний день наша Владычица Богородица и Приснодева Мария».

На богослужении возносилась сугубая молитва о мире в Украине.

В Успенском соборе богослужения возглавил архимандрит Галактион (Вуйченко), благочинный Святогорской Лавры. После чина исповеди, утреннего правила и субботней полунощницы в храме был отслужен водосвятный молебен с акафистом Покрову Пресвятой Богородицы, затем читались часы и была совершена Божественная литургия. По её окончании состоялся крестный ход.

С хоругвями и иконой Покрова Пресвятой Богородицы крестный ход, который возглавил митрополит Святогорский, обошёл Покровский храм, четырежды читалось Святое Евангелие и производилось окропление святой водой.

 

По завершении крестного хода в Успенском храме соборно пелась молитва к Богородице «Царице моя Преблагая», затем величание и многолетие. В своём слове к верующим митрополит Святогорский поздравил всех с праздником и напомнил, что такое истинное единство, о котором столько говорится бесполезных громких слов и лозунгов: «Единство истинное человека основано в Боге. И без Бога не бывает любви, потому что где Бог — там все добродетели. А где нет Бога, где без Бога что-то строится, там оно обречено на провал». По убеждению архипастыря, к единству можно прийти только одним путём — жизнь свою строить на заповедях Божиих: «Старайтесь строить отношения свои с ближними на своей совести. Старайтесь сделать так, чтобы добра было больше в нашем обществе, а не зла. …Постарайтесь, братья и сестры, это добро творить в сегодняшний день ради Божией Матери» — Той, Которая молится за нас до кровавого пота, и кровавые слёзы текут, когда видит Она это безумие в нашем обществе (владыка Арсений вновь напомнил об истории местночтимой кровоточивой иконы Божией Матери — Богородичанской Одигитрии). 

Закончил свою речь архипастырь прошением к Богородице: «И в сегодняшний день просим Божьей помощи и молитв Царицы Небесной за нас, грешных, чтобы простила Она нам грехи наши, покрыла всечестным Своим Омофором, и сподобила нас здесь жить с пользой друг для друга и в радости о добродетельной жизни. И не лишила потом радости созерцания Её пречистого лика в Царстве Небесном, где со всеми святыми, где с нашими сродниками и нашими благочестивыми предками мы встретимся и будем жить целую вечность в единстве как чада Божии, аминь».

Фоторепортаж Пресс-службы Святогорской Лавры

Комментирование запрещено