В Мариуполе состоялось торжественное богослужение у образа Божией Матери «Мариупольская Одигитрия»

По благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского 10 августа в Мариуполе было совершено соборное богослужение у иконы Божией Матери Бахчисарайская «Мариупольская Одигитрия».

Накануне праздника собором мариупольского духовенства было совершено Всенощное бдение.

Праздничную Божественную литургию в храме Святого Александра Невского (подворье строящегося Свято-Покровского собора) возглавил Преосвященнейший Амвросий, епископ Волновахский. Ему сослужили благочинный Николаевского округа Мариуполя, настоятель Свято-Николаевского кафедрального собора протоиерей Николай Марковский, благочинный Михайловского округа Мариуполя, настоятель Свято-Михайловского собора протоиерей Алексий Устименко, настоятель Свято-Покровского собора протоиерей Гавриил Агабеков, духовенство благочиний Мариуполя и Свято-Васильевской обители.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Ольги Поповой.

За богослужением была вознесены сугубые молитвы о мире, о единстве Православия и об избавлении от морового поветрия.

За литургией множество прихожан и гостей храма причастились Святых Христовых Тайн.

По окончании Божественной литургии был совершен крестный ход с Мариупольской Одигитрией.

В завершение богослужения к прихожанам и гостям храма с напутственным словом обратился Преосвященнейший Амвросий.

Бахчисарайская икона Божией Матери, согласно преданию, явилась в Крыму близ г. Бахчисарая. Кроме упомянутого имени, икона носила еще и другие названия, в частности: Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. Прежде эта икона находилась в Успенском скиту, который был расположен в горном ущелье, на окраине города Бахчисарая.

Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но существовали два предания.

Одно предание говорит, что в горном ущелье, близ Бахчисарая, появился однажды большой змей и стал убивать не только животных, но и людей. Местные жители не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этой напасти. Ночью, увидев, что на скале горит свеча, они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там им был явлен образ Божией Матери. Недалеко от него лежал и поверженный змей, который был немедленно сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.

В другом предании говорится о том, что в давнее время возле этих мест пас стада пастух некоего местного князя Михаила. Однажды, загнав свои стада в Успенский овраг, он увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась саженях в десяти от земли, перед ней горела свеча. О явлении святого образа узнал князь и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял святую икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте – на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решено было устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы Богоматери. С этой целью была высечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа произошло 15 августа, то и храм был освящен в честь Успения Богородицы.

В 1778 году, при последнем митрополите Готфском и Кефайском Игнатии, чудотворная икона Богоматери покинула Крым и вместе с иконой великомученика Георгия Победоносца была принесена в город Мариуполь, где помещалась в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы. Здесь Бахчисарайская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями – в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий в Крымскую кампанию. В 1887 году святой образ был перенесен в каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где помещался в специальном киоте.

Мариупольская икона принадлежала к числу воскомастичных икон, что свидетельствует о ее сравнительной древности и византийском происхождении. Время ее написания, согласно различным мнениям, варьируется от XI до XIV вв. Изображение относилось к типу поясной Одигитрии с Младенцем на левой руке.

Для украшения Бахчисарайской иконы было создано несколько риз. Одна из них, изготовленная в Крыму, имела надпись на греческом языке: «Моление всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен, 1774, апреля 20 дня». Впоследствии эта риза украшала список иконы. Другая риза была изготовлена на средства жены генерал-лейтенанта войска Донского Евдокии Мартыновой; третья, шитая жемчугом, усыпанная бриллиантами и другими камнями, была изготовлена монахинями предположительно в 1861 г. на средства от продажи приношений к иконе.

В 1936 г. Свято-Успенский храм был взорван, а икона и другие церковные ценности накануне были вывезены безбожниками в Киев. С тех пор нет сведений о местонахождении Мариупольской иконы Божией Матери. (Икона великомученика Георгия Победоносца находится в Музее украинского искусства в Киеве.) Обломки Свято-Успенской церкви, вероятно, были положены в основание рядом построенной школы, а на месте самого храма ныне располагается автовокзал.

Традиция совершения соборного богослужения у списка Мариупольской иконы Божией матери в день ее памяти 10 августа возобновлена по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского в 2019 году.

 Репортаж – Александр Кулик

Комментирование запрещено