8 марта Святая Православная Церковь отмечает первое воскресенье Великого поста, праздник, который именуется Торжеством Православия. Этот день был учрежден в честь победы над одним из опасных еретических заблуждений — иконоборчеством.
Празднование Торжества Православия было установлено в IX веке праведной царицей Феодорой, женой греческого императора Феофила Иконоборца. Ересь иконоборцев была чрезвычайно распространена в Греции и других государствах в VIII-IX веках. Истинные православные подвергались гонениям, видных деятелей Церкви отстраняли от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались.
Царица Феодора не разделяла ереси мужа, следуя повелению VII Вселенского Собора, на котором в 787 году был принят догмат о почитании икон. И сам Феофил перед смертью раскаялся, но тяжелая болезнь не позволила ему принести реальные плоды покаяния. Однако после смерти императора управлять государством вместо малолетнего царевича стала святая Феодора, и иконоборцы были повержены. Царица восстановила почитание икон и вернула праведных священнослужителей, в том числе Патриарха Мефодия, на их должности. В 842 году по ее инициативе в Константинополе был проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме. Тогда же Патриарх Мефодий установил чин Торжества Православия (то есть правильного славословия Богу и исповедания веры), который должен был совершаться в первое воскресенье Великого поста и содержать благословения правоверным и анафемы еретикам.
В Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Донецка чин Торжества Православия совершил Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, в сослужении духовенства епархии.
В конце литургии священнослужители во главе с владыкой Иларионом на середине собора перед иконами Спасителя и Божией Матери совершили молебное пение, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем архидиакон Андрей Чичикало, секретарь Донецкой епархии громко прочитал Символ веры и “вечную память” всем скончавшимся защитникам православной веры, а “многая лета” – живущим.