Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Великий Пост – совершенно особенное время в жизни христианина, время воздержания, покаяния и плача о грехах, время сугубых трудов и делания духовного, время брани духовной, трезвения и исправления греховной жизни. Пост помогает человеку обрести Христа, а через Него найти и самого себя.
В Великом Посту мы живём как бы в совершенно ином времени, времени библейском. В продолжении Четыредесятницы Церковь вновь переживает духовно всю историю человечества от Завета Ветхого до прихода Христа, возвращаясь назад, находится в состоянии покаяния и ожидания Искупителя. Такое возвращение в состояние ветхозаветное нам необходимо, хотя мы знаем Христа и Его спасительной Жертвой приведены к новой жизни, Царствию Небесному, но «наша христианская вера, – говорит протоиерей Александр Шмеман, – требует этого ежегодного возвращения к своим библейским корням и основаниям, т. к. не может быть предела нашего возрастания в понимании Божественного Откровения».
В эти душеспасительные дни Поста Церковь предлагает нам особые, великопостные Богослужения. Они пронизаны покаянием, сокрушением и плачем о грехах, возводят ум молящихся от дольнего к горнему, очищая душу слезами покаяния, просвещая ум размышлениями о грядущем Спасении, вразумляя и ободряя постящихся обильным чтением Священных Писаний, которые «…от всех порочных помыслов, как бы из среды пламени, избавляет душу. » (Свт. Иоанн Златоуст). Богослужения Святой Четыредесятницы обильно наполнены чтением Священного Писания, которое есть, по утверждению преподобного Исаака Сирина, «источник чистой молитвы».
В Ветхозаветной Церкви был установлен обычай читать Пятикнижие по субботам на протяжении года. Богослужения христиан с Апостольских времён заключались в слушании Божественных глаголов обоих Заветов и поучении от них: чтение Псалтири, пение гимнов, воспевающих Божии благодеяния о человеке прославляющих чудеса Божии: «…Моисей пишет песнь, и Исаия песнословит, и Аввакум молится песненно» (свят. Афанасий Александрийский).
Великопостные чтения книг Бытия, пророка Исайи и Притч Соломоновых и отрывков из иных ветхозаветных книг восходят к первым векам христианства, когда в период Великого Поста оглашенных Церковь готовила к принятию таинства Крещения, преподавала им основы Христианской веры. Чтение книг Ветхого Завета, первоначально призванное ввести человека в христианскую традицию, со временем стало неотъемлемой частью богослужений Четыредесятницы. Сами богослужения носили особый, поучительный характер для назидания и наставления оглашенных и членов Церкви.
Книга Бытия содержит в себе повествование о сотворении вселенной и человека, грехопадении и начале спасения через обетование грядущего Искупителя, установлении первого Завета. « Она (Книга Бытия) передает нам основные верования Церкви в Бога как в Творца, Судию и Спасителя. Она открывает нам самые корни христианского понимания человека, созданного “по образу и подобию Божию”, отпавшего от Бога, но остающегося объектом божественной любви, заботы и конечного спасения. Она объясняет смысл истории как истории спасения, ведущей к Христу и завершенной Им. Она возвещает нам тайну Церкви, переданную в образах и событиях жизни избранного народа». Прот. Александр Шмеман « Великий Пост».
Книга Притчей Соломоновых содержит поучения и назидания, призывающая к стяжанию мудрости и страха Божия, дающая душеполезные поучения к добродетельному житию при помощи лаконичных и выразительных наставлений. «Начало мудрости – страх Господень; (доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения).» Притч 1: 7
Книга пророка Исаии, величайшего из пророков, призывает вспомнить о верности Господу, порицает грех и непослушание Богу, выразительно пророчествует о Мессии, приносит надежду и утешение о Грядущем Искупителе, через страдания и жертву Которого, открывает нам величайшую тайну нашего Спасения.
«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.» Ис. 53:1
«…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» Ис. 53: 12
Псалтирь с древних времён занимает особое, центральное место в Богослужениях и составляли основу молитвословий и богослужений Церкви. Псалмы – духовные песнопения, величайшая боговдохновенная поэзия, которая универсально и точно выражает словами молитву и покаяние, радость и скорбь, восхваление и поклонение Творцу. “… В словах этой книги измерена и обнята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя, или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны”. (Св. Афанасий Великий). В богослужениях псалмы – постоянная основа ежедневных служб вечерней, утрени, каждого часа. Псалтырь разделяется на кафизмы, которые читаются еженедельно на вечерней и утреней, а во время Поста и на часах.
Тексты всех четырех Евангелистов, читаемые в посту дают нам возможность последовательно, особенно тщательно внимать событиям Священной истории Нового Завета, показывают нам земную жизнь и проповедь Спасителя, его Страсти и смерть крестную. К нам обращается Христос, слова Спасителя возвещают нам о близком Искуплении. Ветхозаветные чтения исполненные пророчеств о грядущем Мессии, настраивают нас на покаяние и укрепляют в ожидании Христа, а Евангелия указýют на абсолютно свершившийся факт исполнения всех пророчеств, приход Того, который свидетельствует о себе: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить». Матф.5:17
Страстные Евангелия с величайшей торжественностью повествуют о страданиях и смерти Богочеловека. Евангельские тексты о Страстях Христовых делают нас непосредственными свидетелями страшных и спасительных Страданий Господа. Показывают Великую цену нашего Спасения, живописуют Жертву, принесённую Божественным Страдальцем, ради каждого из нас.
Златоуст говорит: «Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо». «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» этим словам пророка Моисея, вторит Христос. И мы в период Великого Поста проходим через спасительное покаяние, воздерживаясь от пищи телесной, насыщаемы Святой Церковью пищей духовной, Божественными глаголами и Откровениями, исходящими от Господа, которые животворят душу христианина и приводят нас от земли на небо, от тлена к нетлению, от гроба к Воскресению. Аминь.
19.03.16. священник Максим Шаповалов