Великопостное богослужение

Для многих, если не для большинства, православных христиан Пост состоит из ограниченного количества формальных, большей частью отрицательных правил: воздержание от скоромной пищи. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в Посте есть “что-то другое”, без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это “что-то” другое можно лучше всего определить как некую атмосферу, “настроение”, прежде всего состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет собой всю нашу жизнь. Надо еще раз подчеркнуть, что цель Поста заключается не в том, чтобы принуждать нас к известным формальным обязательствам, но в том, чтобы “смягчить” наше сердце так, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом.

Богослужение великопостное во многом отличается от Богослужения, совершаемого Церковью в Другое время, и по внешнему виду и по своему составу. Великий пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы. Так как дни Великого поста преимущественно дни покаяния, то и все Богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая пышность и торжественность из него удалены. В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность, прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного стояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Под именем Литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим предлагаются Св. Дары, освящённые прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в дарохранительнице. Начало этой литургии восходит к первым векам христианства, Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Редко отверзаются Царские врата, на многих службах даже завеса остается задернутой. Возжигаются не все светильники. Священнослужители облачены в черные ризы. Великим постом в воскресенье вечером во многих храмах совершатся трогательный и торжественный чин, называемый «Пассией» («Страданием»).

Состав и порядок богослужения в первую – пятую недели Великого поста совершенно сходны с составом и порядком богослужения в приготовительные к этому посту недели В Первую неделю Великого поста св. Церковью воспоминается победа правой веры над ересями, поэтому этот воскресный день называется “неделей Православия”. Вторую неделю Великого поста св. Церковь называет неделей “светотворных постов”. Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании в эту неделю свт. Григория Паламы. В службе Третьей недели Великого поста св. Церковь прославляет Крест Господень, износя его на середину храма для поклонения, отчего и самая неделя называется Крестопоклонной. В богослужении Четвертой недели св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице прп. Иоанна Лествичника. В Пятую неделю св. Церковь воспоминает и прославляет подвиги св. Марии Египетской, которая по средствам покаяния, поста и молитвы взошла из глубины падения на высоту добродетелей, “всем наставница явися согрешающим”. В Шестую неделю Великого поста – св. Церковь воспоминает Вход Господень во Иерусалим. Общий порядок богослужения такой же, какой имеют и другие господские двунадесятые праздники, за исключением той особенности, что после чтений Евангелия на утрени, при чтении 50-го псалма, совершается троекратное каждение ваий (верб), читается молитва и окропление св. водой.

В богослужении Страстной седмицы удерживается ещё больший покаянный характер. Каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и Литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великий Четверг и в Великую Субботу – Литургия св. Василия Великого, а в Великую Пятницу, по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте – литургия не совершается. В течение сорока дней Крест Господень, Его Воскресение и сияющая радость Пасхи — главная тема всех великопостных песнопений, постоянное напоминание, что как бы труден и узок ни был путь, он в конце ведет к трапезе Христа в Его Царстве. Ожидание и предвкушение Пасхальной радости проходит через весь Пост и придает настоящий смысл постному подвигу.

15.03.16                                                                             прот. Роман Соловей

Комментирование запрещено