Евхаристией (от греч. Эухаристо – благодарение) принято называть всю Божественную Литургию. Литургия же переняла это название от главной своей составляющей – евхаристического канона. Последний называется евхаристическим, или «благодарственным», если буквально, по первым словам своего начала: «Благодарим Господа!»
Литургия является кульминацией суточного богослужебного круга. Все другие богослужебные части направлены на подготовку молящихся к этой кульминации. И всякая церковная дата считается наступившей именно после совершения праздничной Литургии дня.
Что же особого происходит в алтаре во время Евхаристического канона? Почему все аспекты жизни Церкви фокусируются в этот довольно не продолжительный отрезок времени? – Христос является. Является во всей полноте своей Божественной святости, и предлагает каждому христианину принять Его в себя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:56)».
Литургия не символ и не воспоминание. Литургия – это реальная возможность христианина потрудиться ради обожения себя, ради обожения своей жизни. Пусть этот акт останется незамеченным, не запечатленным никакими органами чувств, это приобщение Божеству, это шанс коснуться вечности.
Во время Евхаристии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. И хотя внешне они все же сохраняют все признаки исходных веществ, по окончании Евхаристического канона они являются истинными Телом и Кровью Богочеловека. Никакие приборы нашего мира не в состоянии это зафиксировать, если не позволит того Господь. Но это отсутствие доступных нам зафиксированных доказательств не говорит о несостоятельности Евхаристии. Это говорит лишь о том, что человеку и всему нашему миру не доступны внешние критерии, способные запечатлеть произошедшую перемену.
Участвуя в Евхаристии, принимая в себя Тело и Кровь Христа, каждый христианин имеет возможность влиться в Бога, на какой-то неизмеримый период раствориться в Нем. Механизм приобщения человека Богу через Евхаристию неизвестен, поэтому это Таинство. Это великая тайна, но это величайший подарок Бога человеку.
Каждый человек в праве верить или не верить в то, что Бог ежедневно является людям во время Евхаристии. Каждый человек волен выбирать: хочет ли он общения с Богом или нет. Каждый человек может искать возможные пути для такого общения. Но никто не способен ко спасению, если не будет действенно участвовать Таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53)»
17.03.2016г. свящ. Игорь Мельникович