«Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.»
(Стихиры на стиховне)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем память всех святых в земле Русской просиявших. После праздника Пятидесятницы, Святая Церковь показывает нам плоды той славы и благодати, которые просвещали, укрепляли, освящали и прославляли всех святых со времен апостольский и до наших дней. Сошедшая на апостолов благодать Духа Святаго воспламеняла их сердца и возвышала души горе. Действие благодати подчас совершало то, что превышает законы естества – помогало в добродетельной жизни, укрепляло мучеников в любви и самопожертвовании. Святые как благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа сияют нам как звезды на небе.
Необъятное богатство и таинственное сокровище Русской земли – ее святые. Кроткое приношение Богу, сотканное из смирения и любви русского сердца. У каждый святого свой неповторимый путь и искание правды Божией. Равноапостольные и святители, благоверные и преподобные, мученики и праведные, бессребреники и юродивые… их всех объединяет одно – любовь к Истине, горячее взыскание Небесной правды. Их самый главный и важный подвиг – Любовь.
За всю многовековую русскую святость эта любовь сопровождала от страстотерпцев Бориса и Глеба до сонма новомучеников ХХ вв., от звонких прозрачных вод Днепра до страшных и кровавых лагерей Гулага и Соловков.
Освященная благодатью Духа русская душа огромна, чудесна и беспредельна, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость её подвижников. «Всякий святой – это не что иное, как возвращённый рай!» прп. Иустин(Попович). Этот рай – в святых Киево-Печерской Лавры, Сергии Радонежском и Иове Почаевском, в святом Филиппе Московском и Феодосии Черниговском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне затворнике Святогорском. Во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской.
Живая нить, соединяющая земное и Небесное – наши Русские святые. Их молитвами стоит земля русская, их предстательством рождаются поколения новых христиан. Новомученики русские «были побиваемы камнями, умирали от меча, скитались в милотьях и козьих кожах, терпели недостатки, скорби, озлобления». Но как говорит св. Иоанн Златоуст: «Жертва мучеников обладает притягательной силой. Она – венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их не есть смерть, а жизнь бесконечная». Труды и молитвы святых убеждают и утешают нас и в наше неспокойное и сложное время испытаний Донецкой земли.
Что мы влаживаем в понятие святость? Что мы чтим, перед чем в ней склоняемся в глубочайшем уважении, с трепетно бьющимся сердцем? В святости «изображает» себя – по слову Апостола – Сам Христос (Гал.4.19), и потому святость является образцом соединения со Христом. Это соединение совершается силой Духа, оно есть плод принятия Духа. В святости, следовательно, являют себя миру Господь Иисус Христос и Дух Святый. Но Слово Отца и Дух Божий, соединяющийся с человеком, соделавает человека приемлющим и Совершенного Отца (св. Ириней Лионский). Так в святости мы чтим откровение Триипостасного Бога, Саму Пресвятую Живоначальную Троицу.
Святость — это раскрытие в нас образа Божиего. Ряд священных даров Духа, даруемых святым, открывается любовью, «… которая долготерпит и милосердствует, не завидует и не превозносится, своего не ищет и не раздражается, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» (1Кор.13.4-7). Благодать Духа, преподаваемая святому, открывается любовью, потому что Бог, открывающий Себя в святости, в образе Своем, есть Любовь: «Бог любы есть». (1Иоанна 4.60). В Священном Писании о любви сказано, что она никогда не упразднится (1Кор 13.8), ибо в ней дан человеку образ вечного Бога. Святость, живущая Любовью и движимая ею есть раскрытие предначинающейся во времени вечной жизни.
Святость это крестоношение и всегда тяжелейший подвиг. Это упорный труд, тесный путь постепенного восхождения к нравственному совершенству. В святости чтим борение, крайнее напряжение сил души и тела, постоянное обращение к Богу и желание наполнить душу как чашу до краев любовью к Небу и ближнему своему, ибо сказано, что именно в ней есть закон и пророки. (Мф.22.36-40)
В житиях русских святых Церковь Христова особо выделяет и почитает такие свойства как безграничное терпение, умение преодолевать любые испытания, ожидая осуществления воли Божией. Наш православный народ возлюбил смирение, в котором Христос пришел для нашего спасения, зрак раба приняв. В Русской Церкви святость всегда совпадала с проявлением любви. В истории Святой Руси иногда трагической и страшной, где приумножалось беззаконие и грех, святость, являемая в подвигах подвижничества и монашества преизбыточествовала любовью и благодатью, ярким проявлением свидетельства Божественной милости и сострадания ближнему.
Внимая житию Русских святых будем едиными с ними, в терпении с смиренной любви сохранившие удивительную способность никого не отвергать, а по слову апостола, всех благословлять, всех принимать.
Мы сегодня поминаем своих святых именем которых были названы при Святом Крещении. Они наши путеводные звезды, молитвенники, защитники и наставники на пути истинного христианства.
Пребывая в лоне Святой нашей Церкви будем верными и послушными её чадами и в духовной жизни своей будем взирать на подвиг тех, кого мы сегодня славим о ком радуемся и веселимся. С кротким смирением и тихой радостью будем нести свой жизненный крест, уповая, и твердо веруя, что с нами Бог и никто же на ны. «Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение» и спасение твое. Аминь.
03.07.2016. прот. Сергий Левенко