Слово в неделю о блудном сыне

Слово в неделю о блудном сыне

 

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Церковь призывает нас к покаянию, напоминая, что при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне, по имени которого называет и саму неделю пред Великим постом.

Мало какой отрывок Священного Писания говорит о нашей жизни с такой поразительной ясностью, как притча о блудном сыне.

По мысли святителя Амвросия Медиоланского притча о блудном сыне является «сердцевиной Евангелия» или «Евангелием Евангелий». Почему? Это притча о нашем грехе. Это притча о том, что Бог всегда ждёт нашего покаяния. Но ведь об этом повествуют многие притчи Евангелия…

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) подчёркивает, что поступок младшего сына страшен не тем, что он промотал деньги, не тем, что он промотал их живя распутно. Самое страшное в том, что он отнёсся к отцу так, как будто тот уже умер. Желая получить свою часть наследства, он словно бы сказал отцу: «Умри, для меня ты умер». И ведь каждый из нас, в сущности, пользуется своей жизнью и тварным миром так, как будто Творец умер, и мы получили после Него наследство.

Каждого из нас Господь ждёт, как Своего возлюбленного сына. Проблема в том, что нам часто кажется, что тот жестокий свинарник, в который мы сами себя загоняем – лучшая из возможных участей. В каком-то повреждении ума мы думаем, что мир, красота, радость и милость – свойства доставшегося нам мира, а ложь, жестокость, предательство и ненависть – случайные временные трудности. Увы, всё наоборот. Мы получили этот мир без любви по своему волению, отвергнув любовь Божию требованием «своей части имения». И забыли о том, что источником всего хорошего в нашей жизни есть Бог и без Его вмешательства мы останемся ни с чем. «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,19).

Господь дал великий дар свободы Своим детям – свободу выбора. Он как Творец не нуждается в наших дарах, так как ни в чём не испытывает недостатка, поэтому и разделяет Своё имущество, чтобы каждый употребил данное ему по своей воле. Бог никого не принуждает оставаться с Ним, и, будучи верен Самому Себе, никогда не желает нарушить человеческой свободы.

Притча о блудном сыне – одна из центральных Евангельских притч, в которой предельно сконцентрирована суть Священного Писания.

Перед нами путь каждого человека. И даже если не все из нас совершали поступки, сравнимые с поступками блудного сына, то внутренне были к ним готовы. И если не все из нас заявили Отцу, что он нам больше не нужен, а мы сами теперь будем распоряжаться Его творением, то не пытались ли мы жить и действовать именно так? А после больших или меньших злоключений мы снова вспоминаем об Отце…

Покаяние – не формальное извинение. Покаяние включает в себя и готовность отвечать за последствия содеянного. Поэтому блудный сын, возвращаясь домой, вовсе не рассчитывает на щедрый приём: «встану, пойду к отцу моему и скажу: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15,18-19). Он готов быть наемником именно потому, что понимает, что от сыновства отказался сам.

Когда же он предстал пред отцом, тот не дал ему завершить своих слов. Отец не допустил, чтобы раскаявшийся сын унижался. Он простил его и принял неизмеримо милостивее, чем сын рассчитывал: «…принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк.15,22-23).

Вдали от Бога нет подлинной жизни. Уходя от Него, человек пожинает горькие плоды греха. Но Господь всегда готов принять кающегося. Образ отца, который уважает свободу сына, который любит и прощает – наиболее точно соответствует откровению Господа нашего Иисуса Христа о Боге. Как отец терпеливо ожидал сына, сидя у порога, так и Господь ищет свободной любви человека.

Интересно, что покаяние в этой притче о блудном сыне показано с совершенно необычной стороны. Здесь описан не столько опыт кающегося человека, его переживания, боль и так далее. Господь наш Иисус Христос говорит о том, как радуется Бог и Его Ангелы, когда человек находит дорогу домой. Видимо, это не случайно. Когда человек рассуждает о своём обращении, о поисках Бога, о вере, он всегда склонен думать о себе – о своих мотивах, о своём духовном пути. Бог здесь представляется человеком как безликая «цель», до которой нужно добраться, как абстрактный «смысл жизни», который нужно найти. В этой притче Господь показывает нам, что, оказывается, для Бога наше обращение гораздо важнее, чем мы это осознаём, – Он радуется как пастух, потерявший любимую овечку и нашедший её снова, как бедная женщина, которая собирает соседок на праздничное угощение, радуясь о найденной монетке, как отец, увидевший навсегда потерянного сына. Аминь.

диакон Евгений Полушин

27.02.2016г.

Комментирование запрещено