Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Продолжается Успенский пост. Венец поста – праздник Успения, то есть воспоминание о том, как завершилась земная жизнь Богородицы. На земле нет ни одного человека бессмертного, все смертные, но смерть не есть конец жизни, это – успение для тела и новое состояние для души. Как подготовить свою душу к этому состоянию – напоминает нам праздник Преображения.
Как повествуют нам евангелисты, по прошествии шести дней взял Спаситель апостолов Петра, Иакова и Иоанна на вершину горы Фавор и «преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17, 2-3).
А что же предшествовало за 6 дней до этого события? Господь открыто говорил своим ученикам, что Ему должно много пострадать «и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16-21), и некоторые «увидят сына Человеческого, грядущего в Царствии своем» (Мф. 16-28).
Этими некоторыми стали три апостола, наиболее подготовленные к восприятию этого таинства. Церковное предание говорит, что эти три ученика представляли собой один – веру, другой – любовь, третий – праведность. Своим духовным зрением они увидели и распознали пророков Моисея, который жил за 1600 лет до Рождества Христова, и Илию, жившего за 900 лет, и, естественно, знать их не могли. Апостолы видели живых пророков, беседующих с Господом. Значит, у Бога все живы, и этим событием Он возвещал о тайне жизни вечной, в которую войдут все живущие на земле, о бессмертии души человеческой.
О чем же беседовали пророки с Господом? Моисей представлял собой Закон, а Илия – всех пророков. Говорили они о том, что должно сбыться: о кончине Спасителя, предстоящих страданиях ради спасения человечества. Это тоже тайна любви, премудрости Божией. Понять эту тайну ученики не моли, но некоторое время они видели не просто пророка, человека по имени Иисус, а Божественное естество, пребывавшее в Господе от самого рождения, но бывшее невидимым. Перед лицом изумленных апостолов Спаситель явил сияние небесной славы, Божественный свет. Господь преобразился для того, чтобы укрепить их веру, когда они будут видеть Его уничиженным, распятым, чтобы рассеять сомнения в воскресении после смерти.
Спаситель открыл не только Свою славу, но и славу Царствия Небесного, горнего Иерусалима, в котором Он встретит души Своих апостолов, когда они закончат свой земной подвиг мученической смертью. И каждого из нас, кто хочет жить с Господом. А для этого мы должны стремиться преобразить себя, очищать от грехов свои души, избавляться от наклонности к греховной жизни. Господь призывает нас: бодрствуйте и непрестанно молитесь. Через молитвенный труд отблеском Божественного света сияли многие святые: Антоний Великий, Мария Египетская, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие.
И мы должны стремиться в храмы Божии, где за Божественной Литургией раздается возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», чтобы воскликнуть в радости душевной. Как апостол Петр: «Господи! Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17-4).
А принесенные для освящения плоды земные, виноград, яблоки и даже приносимые в старину пшеничные колосья, напоминают нам о погубленном райском блаженстве и возможности снова приобрести его. Аминь.
19.08.2016 протоиерей Сергий Мититюк