«отнимется от вас Царство Божие
и дано будет народу, приносящему плоды»
/Мф. 21:43/
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всемилостивый Господь премудро создал мир и человека и также премудро после грехопадения человека заботится о его спасении. Народ, который был способен хранить истинную веру, удостоился называться богоизбранным. В этом избранном народе Промыслом Божиим было устроено все для достойной жизни: ветхозаветная Церковь, Закон, пророки, учителя. Но, имея такую Милость Божию, человек отклонился от истинного пути и все дела веры и жизни начал совершать формально – внешне, что служило причиной вечной гибели.
Господь и Бог наш Иисус Христос, обличая греховную жизнь избранного народа, рассказал притчу о злых виноградарях. Один добрый, трудолюбивый, долготерпеливый человек насадил виноградник, сделал всё для производства вина, после чего отдал его в аренду. Пришло время отдать должное хозяину виноградника, и тот послал слуг, из которых одних побили, а других убили арендаторы, не желая платить должное за аренду. Тогда хозяин виноградника послал своего единственного сына, которого также убили арендаторы, выведя его за приделы виноградника.
Хозяин виноградника – Отец наш Небесный, виноградник – богоизбранный еврейский народ, точило для производства вина – ветхозаветная Церковь, арендаторы – иудейские старейшины, слуги Хозяина – пророки, приходившие с проповедью для вразумления, а Сын Хозяина виноградника – это Сын Божий, Которого вывели из Иерусалима и убили.
«злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям» /Мф. 21:41/, – так ответили иудеи, слушая слова этой притчи. И действительно, в скором времени, после Вознесения Господня, на Иерусалим обрушились страшные природные бедствия, а затем война. Историк Иосиф Флавий, повествуя о тех событиях, рассказывает, что жителей города сжигали живыми в их домах, люди умирали от голода и холода сотнями в день, а реки крови тушили пламя пожаров. Те, кто остался в живых, попали в римское рабство. Сам город был сожжён, и земля была вспахана, так что камня на камне не осталось. Современный город Иерусалим – это заново отстроенный город, и лишь одинокие, чудом сохранившиеся постройки свидетельствуют сегодня о древнем поселении.
Не принес достойных плодов избранный народ, и Господь отнял у него Царство Небесное и даровал другим людям – христианам. Господь ждёт от нас достойных плодов, «Мы наследники Божии» /Рим.8:17/, и нам дано всё для спасения: Благодать Духа Святого, Святая Церковь, Новый Завет, вера, храмы, посты, молитвы, а самое главное – Святое Причастие, где верующий человек под видом хлеба и вина причащается Тела и Крови Христовой. Пользуясь благами Отца Небесного, мы должны понимать, что всё – от Бога, мы Ему принадлежим и к Нему возвратимся после окончания земных трудов. Для того чтобы наша встреча с Господом была для нас радостной и спасительной, восстанем от сна духовного безразличия, воспользуемся всеми данными Богом средствами для духовных перемен. Вот почему Святая Церковь непрестанно нас призывает к покаянию. То, что нас сегодня наполняет агрессия, зависть, ненависть, злоба и другие пороки, портят нашу жизнь, и мы страдаем уже здесь, на земле.
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» /Пс. 50:12/, – говорит псалмопевец Давид. Достойные плоды жизни человека – это не земные блага, а сердце, наполненное любовью, верой, состраданием, незлобием, добром и покаянием, «ибо таковых есть Царство Небесное» /Мф. 19:14/. Аминь.
18.09.2016 протоиерей Андрей Карпец