Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшний день, дорогие братия и сестры, святая Церковь предлагает нашему духовному вниманию притчу о 2-х должниках. Святое писание, оно конечно исключительно всё Боговдохновенно. Но в Нём есть места, которые нам более понятны или менее понятны. Самые сложные моменты, в смысле совершенно новые и дотоле неслыханные Господь облекает в притчи. Да так, что они становятся понятны любому сословию, любому возрасту и образованию – равно. За исключением тех, кто намеренно не хочет принимать благовестие о Любви и Милосердии. Итак, Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими… (Мф. 18:23 – 35) Первый, кто был приведён для расчёта – это должник «Тьмою талант». Десять тысяч лир серебра- это, по мысли некоторых толкователей святого Писания, совокупность всех денег имевшихся на тот момент в обращении в Римской империи. Господь намеренно допускает в притче эту гиперболу, чтобы подчеркнуть, насколько велик долг и насколько велико отчаяние человека оказавшегося на гране разорения, даже своей семьи «… то государь его приказал продать его, и жену его, и детей его, и всё, что он имел, и заплатить». (Мф. 18:25) Что же остаётся делать человеку, услышавшему такой приговор, как не умолять слёзно и на коленях, хотя бы об отсрочке? Но, прося о малом, он нечаянно услышал о великом: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему». (Мф. 18:27) Не знаю, насколько возможно такое в настоящее время и в современном банке. Но можно представить душевное состояние несчастного, в одночасье ставшего счастливым.
В то же одночасье этот человек меняется ролями с господином своим. «Раб же вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). Динарий – самая мелкая монета. Ситуация повторяется в точности. Только он уже в роли царя, а тот в роли просителя. «Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга». Продать его не смог, потому что человек стоил дороже и за такой пустяшный долг, это – преступление. Поэтому будешь сидеть, пока твои «100 друзей», по 1 динарию, что им жалко, не выкупят тебя. Им всё равно, а мне приятно. Стало быть, так рассуждал тот глупец. Слуги царя, видя всё бывшее, известили опять
государя своего. И он, «…призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». (Мф. 18:32-34). Если тот не мог отдать долга на свободе, то как теперь отдаст из темницы?! И каково теперь отчаяние, усугубленное бывшим прощением?! Таки Отец мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему прегрешений его».(Мф.18:35).
А причём тут Царство Небесное?! Ну, очень просто. Царство Небесное – это воцарение Бога через благодать Святого Духа в сердце человека. И вот это воцарение – это и есть Царствие Божие, которое внутри нас есть. И это возможно для человека, у которого милующее сердце. И эта притча призвана обучить человека приобрести милующее сердце. И если человек произносит слова, что не может кого- то простить, то он в первую очередь не понимает, что ему простил Господь. Грехи каждого человека, даже ребёнка – выше того добра которое он осознанно принёс в этот мир. И то малое добро, которое мы можем и должны делать, это никак не компенсирует, оно просто свидетельствует о том, приобрели мы или нет, милующее сердце.
Поэтому, дорогие братия и сестры в сегодняшний воскресный день, положим на сердцах своих, начиная с малого и пустяшного, забывать динарии согрешений близких и дальних своих. Никого не душить своим злопамятством, никого не бросать в темницу своей мстительности. Да услышим отрадный призыв « Весь долг оный отпустил тебе!» Аминь.
04.08.2016 протоиерей Антоний Бачериков