” …Изобразительность неразлучна с евангельским
повествованием, и, наоборот, евангельское
повествование с изобразительностью”.
Деяния VII Вселенского Собора. (Деяние 6-е)
Во имя Отца и Сына и Свято Духа !
Дорогие во Христе братья и сестры !
Из маленького семени порой вырастает могучее дерево, все глубже врастающее корнями в почву и все выще простирающее к небесам свои ветви. Вокруг беснуется непогода, неистовствуют бури – но лишь слабые листья срывает, да некрепкие ветки обламывает злобная стихия, а само дерево стоит непоколебимо. Вот так же из малого семени – из горстки людей, собравшихся некогда в Сионской горнице для восприятия даров Святого Духа, выросло величественное дерево Церкви Христовой, покрывающее своею тенью всю вселенную, корнями уходящее в глубины веков, а вершиною достигающее Небесного Царствия.
Каких только бурь и напастей не выдержала Святая Церковь ! Козни богоубийц-иудеев, карательную мощь Римской империи, злоухищрения еретиков, безумие расколов, яд безбожия, большевистский террор – все ополчение адово обрушивалось и продолжает обрушиваться на Невесту Христову. И что же ? Насилием и ложью адское воинство отторгает слабых, порабощает маловерных, соблазняет гордых, а Церковь живет и возрастает, и все бедствия служат Ей лишь к большему торжеству.
Вот и сегодня, в первое воскресение Великого поста мы, празднуем день Торжества Православия. Этот праздник неразрывно связан с иконопочитанием, которое было окончательно утверждено в девятом веке, когда закончилась великая эпоха Вселенских со- боров, раскрывших во всей полноте все стороны Православного вероучения .
Так, учение о почитании икон, основанное на Святом Писании и утвержденное обычаем
первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в это время в самой Греции и поддерживаемая императорской властью (Лев Исаврянин), распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Иконоборцы обвиняли правоверных христиан в идолопоклонничестве. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться Им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Были, конечно, случаи проявления народного непросвещенного суеверного благочестия. Так, например, чересчур экзальтированные священники и миряне соскабливали краску с икон и подмешивали ее в Святое Причастие, полагая, что причащаются тому, кто был изображен на иконе. Иногда верующие относились к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками свидетелями в суде, и т.п. Это было следствием того, что античное язычество еще неполностью исчезло, но переродилось в грубую материализацию священных изображений . Но это явление не было массовым и всенародным. Разве Ковчег Завета не был внешне вещественен, не был сделан человеческими руками из дерева, металла, ткани ? Однако недостойно прикасавшихся к этой святыне Господь карал смертью. Во Святая Святых Иерусалимского храма находились рукотворные изображения Херувимов – кто бы дерзнул назвать их идолами ?
Сын Божий сошел на землю, облекшись в вещество, в человеческую плоть. Спаситель дозволил смертным видеть и слышать Себя, осязать Свои раны, Богочеловек явил миру Свой Лик не для того, чтобы христиане забыли Пречистый Его Образ.
Дважды дарил Иисус Христос людям нерукотворные Свои изображения – властителю
Авгарю за благочестивое рвение и святой Веронике по пути на Голгофу. В новейшее время миру явлен еще один нерукотворный Образ Спасителя, чудесно запечатлевшийся на Туринской Плащанице. Даже ученые-материалисты, придирчиво исследовавшие Плащаницу были вынуждены признать подлинность и “необъяснимость” этой величайшей святыни, некогда обвивавшей Тело Господа после Распятия. Образ на Плащанице можно смело назвать “фотографией” Иисуса Христа. И здесь видится еще одно чудо: этот Пресвятой Образ в точности подобен изображениям Спасителя на большинстве православных икон.
Сравнивать священные изображения с идолами, есть богохульство. Не “доскам и краскам” поклоняются православные христиане перед святыми иконами, но через созерцание образов устремляются духом к Небесным первообразам. Более того: как на Ковчеге Завета почивала сила Божия, так же и на священных предметах, чтимых Церковью, почивает дух Господень и святых Его, от них струится неиссякаемый поток чудотворений.
После VII Вселенского собора (787г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабленигонения, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображение Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят !”.
Константинопольский Патриарх Мефодий установил особое праздничное бого-служение, на котором Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресение Великого поста. Это было в 843 году 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия, который с течением времени неоднократно изменялся до принятия современного вида.
Будем же хранить благоговейное отношение друг ко другу, потому что мы – явление,
образ, икона; будем благоговейно хранить нашу веру в догмат о почитании святых икон,
который выражает безусловную веру, что Бог стал Человеком. И будем ликовать о том, что из поколения в поколение Бог побеждает в нашей немощи, побеждает и покоряет нас Себе ,и будем отдаваться Богу, чтобы эта победа была совершенна, чтобы Он победил до конца не только в прошлые века , но ныне, в нас, и чтобы сияние Его славы было явлено миру, который лежит в скорби и искании. Аминь.
20.03.16 прот. Роман Гапонов