Слово пастыря перед таинством покаяния

 

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься,

и останися, прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу покаяния слезы.

(1-я песнь Великого Покаянного канона преп. Андрея Критского).

Во имя Отца и Сыны и Святого Духа. Аминь.

Величайший из чудесных даров просвещающей благодати Божией – видение своего внутреннего человека и реального духовного состояния, ощущение своих духовных болезней и осознание своего греха. Только тот, кто ощутил свою духовную болезнь, бессилие своей воли самостоятельно исправиться, нуждается в Милосердном Враче. Единственно Он может исцелить его мысли и чувства, помраченные страстьми, уврачевать его сердце, острупленное грехами. Мытарь почувствовал боль в своем сердце и «возопих всем сердцем к Щедрому Богу»: «Боже, милостив буди мне грешному». Блудный сын «пришел в себя».

Покаяние – это обновление ума, новый взгляд на себя, на других и на Бога.

Видя «брачный чертог преукрашенный», человек осознает, как далек он от того, к чему призван. «Одеяния брачного не имам» – вот горький вывод, какой делает несчастный грешник. Таинство покаяния – основа учения Христа Спасителя. Господь Иисус Христос начал Свою первую проповедь словами: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1,15). Спаситель говорит: если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13, 3). «Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”(2 Пет. 3, 9), и что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).

Покаяние – это не только осознание своего греха и вопль о помиловании, но также – решимость исправиться. Евангельская проповедь Спасителя призывает падшего человека, «сидящего во тьме и сени смертней», коренным образом изменить свою жизнь, образ мыслей и чувств, обратиться от греховных дел и помыслов к жизни по заповедям Божиим. «Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (Иоанн Лествичник).

Образ блудного сына в евангельской притче – это образ кающегося грешника (Лк. 15:11-24), который живя в грехе, удаляется от Бога, но после многих бедствий, “пришед в себя”, решается вернуться к Отцу. Этой притчей Господь показывает этапы всецелого покаяния:

осознание (“пришед в себя”), с которого начинается покаяние

решимость исправиться (“встану, пойду”)

возвращением к Отцу (“встал и пошел”)

исповеданием грехов (“я согрешил”)

прощением от Бога (“принесите лучшую одежду”), усыновлением (“этот сын мой”)

и духовным воскресением (“был мертв и ожил, пропадал и нашелся”).

Таким образом, покаяние начинается с осознания греха, кульминация – Таинство исповеди, а завершается изменением жизни, духовным воскресением.

Покаяние – это возвращение в дом Отчий. Как часто мы, предаваясь греху, становясь его рабами, забываем о тех обетах, которые давали при Крещении, бездарно тратим дары нашего Небесного Отца, предаем Бога. Любовь к Богу и Отчий дом безрассудно меняем на «страну далече». И только милостью и человеколюбием Божиим, в Таинстве покаяния, мы возвращаемся к Богу. Израненные – чтобы исцелиться, заблудшие – чтобы исправить путь свой, упавшие – чтобы подняться. В покаянии грешник взывает голосом блудного сына: согpешил я пеpед Тобою, Отче щедpый, пpими меня кающегося, пpими меня, как одного из наемников Твоих”.

«Покаяние», – по слову преп. Иоанна Лествичника, – это крещение слезами, это возобновление Крещения». Только покаяние единственно способно полностью обновить человека, вернув ему первозданную красоту. Таким образом, покаянием возможно изменение прошлого.

Нет такого греха, которого бы невозможно было уврачевать покаянием. В безмерном океане Любви Божией бесследно тонет хладный камень греха человеческого, каких бы размеров и тяжести он ни был. Милость Божия принимает любого человека. Сколько мы знаем примеров, когда искренне раскаявшиеся грешники получили прощение от Бога и снискали милость и благодать Божию: мытарь оправдался паче фарисея, помилована грешница, омывавшая слезами ноги Спасителя, благоразумному разбойнику отверсты райские двери, Апостол Петр, горькими слезами омывший троекратное отречение от Господа, снова возведен был в звание апостольское, многие величайшие грешники, проходя путем покаяния, встали на путь добродетелей и получили вечное блаженство. Преп. Мария Египетская была в бездне падения и покаянным подвигом достигла ангельской чистоты. Неслучайно Церковь во дни Великого поста прославляет великую угодницу Божию.

И вот мы приходим к самому главному Откровению Божию – Бог есть наш Отец, а мы – его дети. Покаяние – это живая вера в Бога, Божию Любовь и Всепрощение, доверие и благодарность Ему. Покаяние немыслимо без надежды на прощение Божие. Осознание греха без надежды приводит к отчаянию, унынию. Иуда забыл любовь Божию, не имел надежды на Бога, не верил, что Господь сможет его простить, и боль раскаяния, не озаренная надеждой убила его. А апостол Петр оплакал свое предательство и с надеждой ждал встречи. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «…когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, (Господь) требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди»…

Покаяниеэто обретение выхода из тупика. По словам преп. Иоанна Лествичника: «Покаяние есть дочь надежды и отвержение отчаяния». «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает не покаявшегося…. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться….»,- наставлял преп. Марк Подвижник. «Покаяние должно расцветать в радость и в подвиг», – пишет Антоний Сурожский, –  чтобы это давало жизненные силы к обновлению, очищению, исцелению, а не превращалось в бесплодное раскаяние.

Покаяние есть суд человека над собой, пока Господь не осудил.

«Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем» – увещал святитель Иоанн Златоуст.

Как человеку не свойственно любить телесные болезни, причиняющие ему боль,  так же и несвойственно любить духовные болезни, обезображивающие душу. Чтобы человек не впал в грех, а оступившись –  восстал, для этого Господь дал человеку способность гневаться. И гневаться не на ближнего, а на зло, и в первую очередь, на зло в себе.

Важнейшим этапом покаяния является исповедь. Во время исповеди нужно найти в себе силы и мужество предстать правде Божьей, суду Бога милосердного. Святитель Феофан Затворник говорил, что стыд и страх на исповеди спасительны. Боясь раскрыть свою душу перед духовником, кающийся должен помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Исповедь не судилище, а врачебница».  Как ребенок просит прощения у родителей за разбитую чашку, так и мы должны в простоте сердца искренне попросить прощения у Бога, обещая исправиться, произнеся слово «каюсь».  Совершителем всех Таинств является Господь наш Иисус Христос. Именно к Нему кающийся обращается на исповеди. Священник является лишь свидетелем покаяния.

Любой грех имеет началом гордость. Как болезнь, гордость – это страшное развращение души, происходящее от безрассудства. Гордость подобна ядовитой змее, скрывающейся в сердце и отравляющей добродетели – пост, молитву, доброе дело и всякое добро. Более того, гордость порождает множество грехов и есть матерью пороков и страстей. И на эти грехи нужно обратить внимание, понести духовный труд, наблюдая постоянно за своими сердечными мыслями и чувствами, чтобы найти эту ядовитую болезнь и все ее порождения. Это самая тяжелая болезнь, которой может быть болен человек, даже неподозревая об этом, ибо гордость ослепляет душевные очи, не дает увидеть себя настоящим. Человеку кажется, что он имеет правильные взгляды на все, во всем прав и хорош, лучше других.  Гордец имеет высокое мнение о себе из-за мнимых или действительных заслуг и возвышается над другими. Гордому не свойственна благодарность. Полученные от Бога какие-либо блага Божиим даром не считает, будто они появились сами по себе или Бог дал их заслуженно. Не получая должной почести по своему разумению, порочит другого, чтобы возвысить себя. По своеволию не признает никаких законов, ни человеческих, ни божественных. Основное свойство гордости – это соперничество с людьми, даже с Богом, восстание против Промысла и Закона Божия. Не терпит критики даже от тех людей, которые его любят. Желание быть первым, поучать других, повелевать – это далеко не полный перечень грехов, в чем выражается гордость.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что блудных могут исправлять люди, лукавых — ангелы, а гордых — только Сам Бог, через скорби смиряющий надменного.

По гордости, превозношению над другими, самомнению, оправданию себя, мы осуждаем ближних за их действительные или мнимые недостатки. Осуждение – одна из самых распространенных духовных болезней, пагубность которой часто не осознается. Сколько беды и зла приносит осуждение – разрушает единство семейное, церковное, дружбу, лишает способности видеть доброе, лучшее в ближнем. Вместо того, чтобы быть проповедниками веры и жизни христианской, есть опасность драгоценную жемчужину Царства Божия подменить распространением сплетней, слухов, очернением недостатков духовенства, церковной жизни.  При встрече мы говорим не о Господе Иисусе Христе и Его учении, а «благовествуем»  о немощах ближних, распространяем ложь и клевету. Тогда не приходится удивляться тому, что умножаются нападки на Христа и Его Церковь, а ведь мы должны по заповеди Божией способствовать торжеству Христовой Веры, Правды и Любви.

Во дни Великого поста молитвами преп. Ефрема Сирина Церковь призывает нас научиться видеть свои грехи и не осуждать ближних.

Слово и разум – бесценное богоподобное свойство человека, Божий дар, с которым нужно бережно и целомудренно обращаться. Для того, чтобы водворилась в сердце тишина, необходимо упражняться в безмолвии и размышлении о Боге. «Положи, Господи, хранение устам моим и огради двери уст моих» (Пс.140,3).

Часто люди, считающие себя верующими, к церковным средствам освящения – таинствам, обрядам – относятся как к некоему ритуалу для достижения меркантильных целей, не ради спасения и духовного освящения. Удивляет популярность сомнительных брошюр, книжонок, рукописных текстов, содержащих ритуальный список молитв, за формальное исполнение которых обещаются различные блага. Истинная молитва – это личное обращение и просьба к Живому Богу, Источнику всех благ, обильно дарующему нам полезное.  Грех маловерия, суеверия, идолопоклонства как безрассудного служения тому, что вытеснило Бога из сердца – этими и другими грехами мы отдаляемся от любви Божией, огорчаем Отца Небесного, удаляемся в страну греха.  Господь наш Иисус Христос через посланника Своего пророка Иезекииля (Иез.33,14-16) обещает нам, что не вспомянет ни одного греха, если грешник кается и исправляется.

 

О решимости исправиться преп. Серафим Саровский говорил, что именно решимость отличает грешника от праведного. Святой – это грешник, который решился на то, чтобы исправить свою жизнь и пошел по этому пути. Покаянный труд, путь исправления трудный, но как учит Священнее Писание: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12).

 

17.03.2016 г.                                                                прот. Димитрий Чеверда

Комментирование запрещено