Слово на праздник Входа Господня в Иерусалим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь празднует двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Праздник, с одной стороны, торжественный и радостный – Господь наш Иисус Христос принимает царские мессианские почести в Иерусалиме – городе великого царя, городе Давида. Ведь до этого Спаситель учил, проповедовал, совершал чудеса вне его стен. И вот, пришло время Иерусалима. Народ был наслышан о необычном Проповеднике, Который «учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29), Который прославился тем, что смог накормить пятью хлебами – пять тысяч человек, и семью хлебами – четыре тысячи (кто же не захочет себе Такого Царя!); Который исцелял недужных, изгонял бесов. А самое удивительное – воскресил Лазаря, который уже четыре дня разлагался и смердел в своем гробу! Господь не просто вернул Лазаря к жизни, а воссоздал его, прообразуя будущее всеобщее воскресение. Поэтому, несмотря на недовольство фарисеев, люди встречали Иисуса Христа как Царя, с пальмовыми ветвями, постилая свои одежды на дорогу.

Но есть и другая сторона этого праздника. Сторона скорбная. Вход Господень в Иерусалим – один из самых трагических церковных праздников, его называют днем страшнейшего недоразумения, так как все эти торжества, ликование, надежды основаны на ошибке, на непонимании. Спустя недолгое время люди осознают, что они ждали совсем другого царя – военного и политического лидера, который освободит их от римского владычества, возможно покорит им другие народы, обеспечит безбедную жизнь. Поэтому многие из тех, кто кричали «Осанна Сыну Давидову!», через несколько дней будут жаждать Его смерти: «Распни, распни Его!»

Нам, христианам, не чужд подобный самообман. Даже в молитве, когда, мы ищем не Бога с покаянием, тоской и надеждой, а какое-то удовлетворение, успокоение сердца, какую-то искру жизни. То есть подменяем живого Бога на свои представления о Боге, зачастую неверные, уподобляемся тем самым иерусалимлянам, принявшим Спасителя за земного владыку.

Сегодня мы стоим в храмах с ветками вербы, как иерусалимляне с пальмовыми ветвями, встречаем своего Царя. Что ждем мы от Господа, чего мы просим у Него, идущего в Свой последний скорбный путь на Крест? Не предадим ли мы Его потом, после праздника? Ведь нам для того, чтобы предать Христа, подобно жителям Иерусалима, совсем не обязательно в самом деле вопить: «Распни Его!» Достаточно просто жить так, как будто не было в истории страшной казни на Голгофе, и нашими грехами, бесстыдством, ленью, жадностью, ненавистью, равнодушием распинать Спасителя вновь и вновь. Этот праздник должен нам напоминать, что Распятие – и наших рук дело, и мы должны с покаянным чувством просить у Господа, чтобы Он Своею благодатью очистил наши сердца от помыслов и низменных страстей, которые и в священные минуты заставляют нас думать о мирских суетных делах.

Вспомним, что когда Христос “приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем…” (Лк.19:41.) Эти слезы Христа – обличение нам всем. И в то же время слезы нашего Бога – знак надежды. Ведь только вчера Господь плакал об умершем Лазаре, и вот – Лазарь жив! Значит и у нас есть надежда, значит и для нас не все потеряно. Этими слезами, этой любовью, этой жалостью к человеку четверодневный Лазарь воскрес из мертвых. Этими слезами и мы восстанем от греха. Аминь.

24.04.2016 г.                                         прот. Алексий Бузников

Комментирование запрещено