Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, апостол Андрей Первозванный, шедший с проповедью слова Божия в восточные страны, поднялся вверх по Днепру, остановился на крутых берегах и благословил будущий христианский город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей православной державой – Византийской империей. Громадное значение для христианского просвещения Руси имела деятельность равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла Крещение равноапостольная великая княгиня Ольга. Все это подготовило Крещение святого князя Владимира, вслед за которым в 988 году последовало величайшее событие в истории русского народа – Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата, и возглавлявший ее Митрополит избирался главным образом из греков. Впервые на Первосвятительский престол был поставлен русский иерарх в 1051 году – это был Митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени.
С Х века на Руси строятся величественные храмы, с XI века начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский (+ 1073) принес на Русь традиции афонского монашества, основав прославленный Киево-Печерский монастырь, из которого вышло множество замечательных подвижников благочестия. Монастыри становились центрами религиозной жизни, а также средоточием культуры и образования. Здесь, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.
В XII веке Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. И монголо-татарское нашествие, это величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, не сломило Русскую Церковь. Она сохранилась как реальная духовная сила и была утешительницей народа в его трудном испытании. Духовно, нравственно и материально она способствовала воссозданию политического единства Руси.
Когда в XIV веке началось объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы, Русская Церковь всемерно содействовала этому. Выдающиеся всероссийские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святой Митрополит Алексий (+ 1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского (+ 1389). Он, как позднее и святой Митрополит Иона (+ 1471), силой своего авторитета помогал московскому князю в прекращении смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви Русской Преподобный Сергий Радонежский благословил святого Димитрия Донского на величайший ратный подвиг – Куликовскую битву, победа в которой стала началом освобождения Руси от поработителей.
В тяжелые годы монголо-татарского ига и западных влияний сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали монастыри. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание Преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.). По замыслу игумена земли Русской, выстроенный им Дом Живоначальной Троицы должен был явить братии образ Божественного единства, «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». Тот же замысел средствами живописи осуществил в иконе «Святая Троица» его ученик преподобный Андрей Рублев, дивный талант которого расцвел в Троице-Сергиевой Лавре. Да и всем своим многочисленным ученикам Преподобный Сергий сумел передать свой великий идеал -трудиться над преображением Вселенной по образу и подобию Пресвятой Троицы. Этот идеал стал основой последующего собирания Руси в духовном единстве, в братской любви, им вдохновлялось все древнерусское благочестие, а созданная Преподобным обитель постепенно сделалась поистине школой монашества, духовным сердцем России.
Еще при жизни Преподобного Сергия она стала исходной точкой, от которой, как от центра, началось распространение монастырей во всех направлениях. Сам Преподобный и его ученики основали множество обителей, образцом для устройства монашеской жизни в которых стала Троицкая Лавра. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано около 180 новых монастырей. Возникая в местах пустынных, они содействовали и хозяйственному освоению новых земель.
Незадолго до падения Византийской империи Русская Церковь стала фактически независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Рязанский Иона (+ 1461), поставленный Собором русских епископов в 1448 году на Первосвятительскую кафедру, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возраставшая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Митрополит Московский Иов (+1607) стал первым Всероссийским Патриархом. Восточные Патриархи признали за Московским Патриархом пятое по чести место.
В годы так называемого Смутного времени, когда на Русскую землю вторглись польско-шведские захватчики, Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой долг служения Отечеству. Вдохновенный патриот Святейший Патриарх Ермоген (+ 1612), принявший мученическую смерть от завоевателей, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана и героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры (23 сентября 1608 г. – 12 января 1610 г.), которая своим твердым стоянием против многократно превосходящих численностью шведов и поляков стала примером доблести для всего русского народа.
Вторая половина XVII века ознаменовалась для России началом кризиса в отношениях между государством в лице царя Алексея Михайловича и Церковью в лице Святейшего Патриарха Никона – личности яркой, выдающегося церковного реформатора. Однако оставление им своего патриаршего престола имело результатом усиление противников «книжной справы» – действий по исправлению богослужебных книг и обрядов в связи с возникновением в Москве книгопечатания. Значительная часть священнослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ Патриарха Никона и отказалась подчиниться Высшей Церковной Власти. Так возникло старообрядчество, ослабившее единый церковный организм.
Радикальные преобразования, проведенные в начале XVIII века в России реформами Петра I, коснулись и Русской Церкви. После кончины в 1700 году Святейшего Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых обителей и храмов. XIX век ознаменован деятельностью замечательных богословов, немало сделавших для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение. XIX век дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, святителей Филарета (Дроздова), Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, старцев Оптиной пустыни.
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор в 1917 году. Важнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Патриархом Московским и всея Руси на этом Соборе был избран святитель Тихон (Белавин; + 1925).
Октябрьский переворот 1917 года повлек за собой коренные изменения в отношениях между Церковью и государством. Русская Православная Церковь была идеологическим противником для новой власти, поставившей задачу полного и окончательного искоренения в стране «религиозных предрассудков». В результате на церковную иерархию, священство, иночество и верующий народ обрушилась невиданная с древних времен волна гонений, преследований, репрессий. В этих условиях многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и мирян мученической кровью запечатлели свою верность Христу.
К началу второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На свободе осталось лишь несколько иерархов, которые могли исполнять свои архипастырские обязанности. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сот храмов.
Но, когда 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, в первый же день войны Первосвя-титель Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий написал и разослал по всем приходам свое вдохновенное Послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором, подобно святителю Московскому Ермогену, призвал всех молитвой и трудами всемерно помогать делу обороны страны, благословил верующих на защиту священных рубежей Родины и пророчески предрек грядущую Победу над захватчиками.
Русская Церковь в период войны не ограничилась только духовной, моральной поддержкой защитников Отечества – она оказывала и материальную помощь, проводя в приходах сбор средств на нужды обороны Особо ярко это проявилось в создании на пожертвования верующих танковой колонны имени Димитрия Донского и летной эскадрильи имени Александра Невского
Грозная опасность, нависшая над страной, побудила руководство страны мобилизовать для обороны все резервы, в том числе и моральный авторитет Русской Православной Церкви. Церковная политика государства начала изменяться. Для богослужений открылись многие храмы, закрытые в 30-х годах; многие священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в патриотическом единении, был прием И. Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского), а также митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича)
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях государства с Церковью, однако церковные структуры неизменно оставались под жестким государственным контролем и любые попытки расширения деятельности Церкви вне стен храмов встречали решительный отпор, включая административные санкции.
Положение Русской Православной Церкви снова серьезно ухудшилось в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи храмов на всей территории Советского Союза.
Празднование 1000-летия Крещения Руси, превратившееся в общенародный праздник, придало новый толчок развитию церковно-государственных отношений заставило власть предержащих выстраивать взаимоотношения с Церковью на принципах признания ее огромного исторического значения в судьбах Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, 478 монастырей, более 19 000 приходов. Пастырское служение осуществляют 151 архиерей, более 17 500 священников, 2275 диаконов
Действуют 5 Духовных академий, 26 Духовных семинарий, 29 Духовных училищ; открыты в Москве Православный университет и Свято-Тихоновский Богословский институт.
Архивы