Преподобный Серафим Саровский

Духовные наставления инокам и мирянам

«Дивен Бог во святых Своих…»
 
Преподобный Серафим – один из наиболее почитаемых и горячо любимых святых, как в России, так и во всем мире. Бережно собранные поучения его содержат великую мудрость Православия, вбирают в себя опыт духовной жизни Святых отцов древности и самого батюшки.
 
История издания наставлений преподобного Серафима вкратце следующая. В 1837 году живший в Троице-Сергиевой лавре Саровский постриженик иеромонах Сергей составил первое жизнеописание старца Серафима, в которое вошли качестве приложения наставления Преподобного.
 
Через наместника лавры, архимандрита Антония, житие было представлено на рассмотрение митрополиту Филарету. Тщательно просмотрев в рукописи наставления Преподобного, святитель писал в 1838 году архимандриту Антонию: «Посылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучения или Духовные наставления отца Серафима. Я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражения частию, чтобы язык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумения или от прекословия. Посмотрите и скажите мне, можно ли думать, что я не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца».
 
Настоящая публикация, подготовленная по материалам сети Интернет, посвящается столетию канонизации преподобного старца Серафима Саровского.
 
От редакции.

О Боге
 
Бог есть огнь, согревающий и разжизающий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.
 
Отцы написали, когда их спрашивали: «Ищи Господа, но не испытуй, где живёт».
 
Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, – мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Своё человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает! «Не называй Бога правосудным, – говорит преподобный Исаак, – ибо в делах твоих не видно Его правосудия. Правда, Давид называл Его и правосудным, и правым, но Сын Его показал нам, что Бог паче благ и милостив… Где Его правосудие? В том, что мы грешники, и Христос умер за нас» (прп. Исаак Сирин. Сл. 90).
 
Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его, как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.
 
Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.
 
О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве, какое может быть ведение тайн Божиих?
 
О таинстве Святой Троицы
 
Чтобы воззреть к Святейшей Троице, надобно просить о сем учивших о Троице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, ходатайство которых может привлечь на человека благословение Святейшей троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться.
 
О вере
 
Прежде всего, должно веровать в Бога, яко есть, и взыскающим Его Мздовоздатель бывает (Евр. 11, 6). Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, [c] помощью вервия, то есть благодати Духа Святого.
 
Вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, упокоение от всех дел [1], как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только вера не может быть без дела; кто истинно верует, тот непременно имеет дела.
 
Имеется в виду, конечно, не буквально отдых от всех дел, а отсутствие излишней заботы о них, хлопот. Ср. «Ищите же, прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботится о своём: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 33-34).
 
О надежде
 
Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.
 
Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нём, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек всё упование своё возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царства Божия и уверена, что всё земное, потребное для жизни временной, несомненно, дано будет.
 
Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она-то вполне умиротворит его и вольёт в него радость. О сей-то надежде сказали святейшие уста Спасителя: «Придите ко Мне еси труждающийся и обременённый, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28), то есть надейся на Меня и утешишься от труда [1] и страха.
 
В Евангелии о Луки сказано о Симеоне: «И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, и прежде даже не видит Христа Господня» (Лк. 2, 26). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, идти в вожделенное для меня Царство Твоё, ибо я получил надежду мою – Христа Господня [2]».
 
О любви к Богу
 
Стяжавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл все другие привязанности. Кто себя любит, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога. Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земле сей, ибо в своём стремлении к Богу душою и умом созерцает только Его Одного.
 
Душа, исполненная любви Божией, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит как бы от чужой страны на родину.
 
Чем должно снабдевать душу?
 
Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтыри… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным.
 
Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слов Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения.
 
Когда же человек снабдит душу словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло. Чтение слов Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины Священного Писания и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.
 
«Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях, – учит преподобный Исаак Сирин, – охраняют чистоту, труд же подкрепляют надежда и страх. Надежду же и страх утверждают в уме удаление от людей и непрестанная молитва. Человеку, пока не примет Утешителя, потребны Божественные Писания для того, чтобы памятование добраго напечатлелось в мысли его и непрестанным чтением обновлялось в нём устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей, потому что не приобрёл он ещё силы Духа, которая удаляет заблуждение, похищающее душеполезные памятования и приближающие его к хладности через рассеяние ума. Но когда сила Духа низойдёт в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона Писания укореняются в сердце заповеди Духа, и тогда он втайне бывает наставляем Духом и не имеет нужды в пособии вещества чувственного. Ибо пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподаётся Духом, тогда памятование сохраняется невредимым» (Прп. Исаак Сирин. Сл. 58).
 
Следует также снабдевать душу и познанием о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошений, также для убеждения и утешения своего духа. Более же всего делать это нужно собственно для себя, чтобы приобрести мир душевный, по учению Псаломника: Мир много любящим закон Твой, Господи (Пс. 118, 165).
 

По материалам, опубликованным в православном собеседнике «Живой родник» за 2003-2004 годы.

Комментирование запрещено