Преподобный Антоний Великий

(251 – 356)

Наиболее известный из первых монахов. Его жизнеописание, принадлежащее лично знавшему его Афанасию Александрийскому, представляет духовный путь Антония как синтез и образец существенных аспектов монашества. Антоний родился в Египте, близ Мемфиса, в семье небогатых крестьян-христиан. В возрасте 18 лет он испытал потрясение, услышав во время церковных чтений Евангельский призыв: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим… и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Тогда он раздал всё своё имущество и поселился неподалеку от своей деревни в хижине под руководством мудрого старца: жизнь его протекает в молитве, питаемой чтением Писания, умеренной аскезы, постом, а также физическим трудом, направленным на поддержание бедных. То был почти киновитский (общежительный) этап его жизни. Затем он в одиночестве удаляется вглубь египетской пустыни, где вначале укрывается в скальной гробнице, а затем запирается в заброшенной крепости. Наступает этап анахорезы (отшельничества), когда Антоний во Христе противостоит смерти и демоническим силам, неотступно преследующим нас в подсознании, всей той реальности, местопребыванием и символом которой является пустыня. Таким образом, он проходит, вплоть до переживания духовной оставленности, долгий путь познания смерти – воскресения, схождения во ад и Пасхи. По истечении 20 лет он выходит из уединения. Весь пронизанный светом и мирною силою Духа, он посвящает себя служению в качестве духовного отца, обладая «словом жизни» и «силою» (прозорливости, пророчества, исцеления). Он даже отправляется в Александрию, чтобы принять участие в борьбе с арианами. Умер Антоний в возрасте 105 лет, с «радостным ликом», 17 января 356 года.

Оливье Клеман

Из изречений преподобного Антония Великого
 

  1. Говорил авва (старец, духовный наставник, учитель) Антоний: «Никто без искушений не может войти в Царство Небесное; ибо не будь искушений – никто не спасётся».
  2.  

  3. Авва Памва спросил авву Антония: «Что мне делать?» Старец сказал ему: «Не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево».
  4.  

  5. Авва Антоний говорил: «Видел я однажды все сети врага, распростёртые по земле, и со вздохом сказал: «Кто же избегнет их?», но услышал глас, говорящий мне: «Смиренномудрие!»
  6.  

  7. Он ещё говорил: «Есть люди, которые изнурили тело своё подвижничеством, однако удалились от Бога; потому что не имели рассудительности».
  8.  

  9. Он же говорил: «От ближнего зависит и жизнь и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога; а если соблазняем брата, то грешим против Христа».
  10.  

  11. Некоторые братья пошли к авве Антонию рассказать ему о видениях, которые им были, и узнать от него, истинные ли то были видения или от демонов. С ними был осёл, но он умер на дороге. Когда братья пришли к старцу, он, предваряя их, сказал: «От чего у вас осёл умер на дороге?» Братья спросили его: «Откуда ты это знаешь, авва?» Старец отвечал им: «Демоны показали мне». Тогда братья говорят ему: «Мы об этомто пришли спросить тебя. Нам бывают видения и часто сбываются; как бы нам не впасть в заблуждение?» Старец примером осла показал, что и их видения были от демонов.
  12.  

  13. Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришёл. Антоний захотел испытать, перенесёт ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал ему: «Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками».
  14.  

  15. Один брат сказал авве Антонию: «Помолись обо мне». Но старец отвечал ему: «Ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу».
  16.  

  17. Пришли однажды старцы к авве Антонию и с ними был авва Иосиф Старец, желая испытать их, предложил им изречение из Писания и стал спрашивать каждого, начиная с младшего, что значит это изречение, каждый говорил по своим силам, но старец каждому отвечал: «нет, не узнал». После всех он говорит авве Иосифу: «Ты скажешь об этом изречении?» «Не знаю», – отвечал Иосиф. Авва Антоний говорит: «Авва Иосиф попал на путь, когда сказал: «Не знаю».»
  18.  

  19. Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись?» Старец отвечал им «Вы слышали Писание? И этого вполне довольно для вас». Но они сказали ему: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелие сказано: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Они говорят ему: «Мы не можем этого сделать». Старец отвечал: «Если вы не можете подставить другой, по крайней мере, переносите удар в одну». «И этого не можем», – говорят они. «Если и этого не можете, – отвечал старец, – по крайней мере, не платите ударом за удар». Братия сказали: «И этого не можем». Тогда старец сказал ученику своему: «Приготовь им немного кашицы; они больны, Если вы одного не можете, а другого не хотите, то, что я вам сделаю? Нужно молиться».
  20.  

  21. Говорил также авва Антоний: «Бог в нынешнее время не попускает таких искушений, какие были прежде, ибо знает, что ныне люди слабы и не перенесут их».
  22.  

  23. Авве Антонию было открыто в пустыне: в городе, некто подобный тебе искусством – врач, который избытки свои отдаёт нуждающимся и ежедневно поёт с ангелами Трисвятое.
  24.  

  25. Авва Антоний говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят, кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», потому что он не подобен им».
  26.  

  27. Три отца имели обыкновение ежегодно приходить к блаженному Антонию. Два из них спрашивали о помыслах и о спасении души, а третий всегда молчал, и ни о чём не спрашивал. После долгого времени авва Антоний говорит ему: «Вот ты столько времени ходишь сюда, а ни о чём не спрашиваешь меня». Тот отвечал ему: «Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя».
  28.  

  29. Авва Антоний говорил: «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо «любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18).
  30.  

  31. Он же говорил: «Покорность с воздержанием покоряет зверей».
  32.  

  33. Авва Антоний говорил авве Пимену: «Великий подвиг для человека – раскаяние в грехах своих перед Богом и ожидание искушений до последнего издыхания».
  34.  

  35. Святой авва Антоний, уединяясь в пустыни, пришёл однажды в уныние и омрачение от помыслов многих, и воззвал к Богу: «Господи, спасаться хочу, и не дают мне помыслы. Что сотворю в смуте сей? Как спасусь? И вот, чуть выглянув из келейки своей, видит Антоний мужа некоего, обличием подобного ему самому, как тот присядет и рукоделие творит, после встанет от трудов своих и помолится, и встанет на молитву, Был же то ангел Господень, посланный наставить Антония на путь безопасный.» И услышал авва, как сказал ему ангел: «Сие твори, и спасешься. Он же, услышав сие, великую имел радость и дерзновение; и, живя, как было ему показано, спасался.
  36.  

  37. Оный же авва Антоний, исследуя глубину судов Божиих, вопрощал так: «Господи, отколе сие, что иные умирают молодыми, иные же достигают великой старости? И почему иные бедствуют, иные же богатеют? И как это неправедные богатеют, праведные же бедствуют?» И был ему глас с неба: «Антоние, за собою следи; сие же суть суды Божии, и не полезно тебе ведать их.»
  38.  

  39. Пришёл некто в пустыню поохотиться на диких зверей и увидел авву Антония, как-то говорил братии шутливые речи; и соблазнился о том. Но старец, желая изъяснить ему, что в некое время братии должно быть оказано и снисхождение, говорит ему: «Положика стрелу на лук твой и напрягай тетиву. Тот сделал по слову его. Старец опять говорит: «Ещё напрягай!» Тот напрягает; а старец снова за своё: «Напрягай!» Отвечал ему охотник: «Если напрягу сверх меры, тетива порвётся». И тут молвит ему старец: «Так и с делом Божьим. Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения. И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, ободрясь, отошли в место своё.

По материалам, опубликованным в православном собеседнике «Живой родник» за 2003-2004 годы.

Комментирование запрещено