Подвиг страстотерпчества святой Царской семьи

«Не бойтесь убивающих тело,

души же не могущих убить…»

(Мф.10:28)

 

Страстотерпчество – преимущественно русский вид святости, т.к. исторический путь Руси – это путь непрестанных страданий. А в страданиях человек ведёт себя по-разному. На Голгофе один разбойник роптал на судьбу и дерзко требовал у Христа спасения от мучений. Другой же признал себя достойным скорбей и смиренно молился Спасителю о милости. Такое безропотное принятие смерти с исповеданием Христа возводит душу к Богу.

Страстотерпцами называют тех христиан, которые понесли тяжёлые страдания и приняли смерть от рук убийц. Причиной убийства являлось не исповедание веры, не отказ отречься от Христа, а какая-либо роль в общественной жизни, зачастую – политической. Добродетель здесь не в том, чтобы быть невинно убиенным, а в том, чтобы встретить смерть без личной злобы к убийцам. Смысл подвига страстотерпцев – в христианской любви к врагам, незлобии и терпении по образу Самого Христа, Который смиренно принял распятие и на Кресте простил Своих убийц.

Кроме того, страстотерпцы являют нам подвиг, проявляющий исключительную веру и мужество. Человек твёрдо верит, что, умирая за правду, не оказывая сопротивление врагам, он приобщается силе и жизни Самого Христа, Который до кровавого пота молился в Гефсимании и томился в предсмертной муке, но добровольно претерпел страдания и даже смерть ради послушания воле Божией и спасения нас, грешных.

Суть подвига страстотерпцев состоит в ясном понимании человеком своего призвания и смирении в этом призвании. А вот для этого понимания и необходима вера и чуткое, повседневное искание воли Божией, стремления жить по Его заповедям. Это приобщение правде Божией возможно в разных чинах, состояниях и званиях, но необходимым требованием и условием его есть любовь к Богу, стремление жить по Его правде и смирение.

Святость святой Царской семьи в том же и заключается, что они осознали Божию волю о себе и не стали искать спасения от смертельной опасности. Храня верность Православию и Господу нашему Иисусу Христу они до конца со смирением прошли по пути, предназначенным им Богом. Но неужели Господь желал для них такой кончины? Чтобы понять смысл их подвига вспомним о воле Божией, действующей по благоволению. Господь допускает иногда человеку добродетельному испытать на себе зло для совершенствования души человека (чрез скорби) в терпении, для утверждения в смирении и уповании на Бога.

После своего отречения царя Николая вместе с семьёй, врачом и слугами заключили под домашний арест в Царском селе. Затем их сослали в Тобольск и, наконец, в 1918г. – в Екатеринбург. О периоде ссылки в Екатеринбурге известно мало. Известно лишь, что пребывание в доме инженера Ипатьева было схоже с пребыванием в тюрьме: заключённые спали на полу, подвергались жестокому обращению со стороны надзирателей… Великим утешением было разрешение присутствовать на богослужениях в том же доме. Из сохранившегося письма княжны Ольги известно, что царь Николай просил тех, кто ему остался предан, не мстить за него, т.к. он всех простил и за всех молится, и что то зло, которое сейчас в мире, победит только любовь.

Таким образом воля Божия содействовала приобщению добрых христиан святой вечности, радость которой, радость совершенного общения с Богом, превосходит всякую вообразимую радость.

Святых царственных страстотерпцев мы почитаем также за преданность Богу, за то, что они показали нам пример настоящих руководителей страны, которые относились к ней как к своей родной семье. Они – образец христианского отношения правителя к народу, стремление служить ему даже ценой своей жизни.

И хотя Царская семья была глубоко верующей и благочестивой, все её члены ежедневно совершали молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Таин, постоянно совершали дела милосердия и жили высоконравственной жизнью, к лику святых они причислены прежде всего за своё по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, – в этом их неповторимое величие.

17.07.2016                                                                     диакон Евгений Полушин

 

 

Комментирование запрещено