Об антиминсах Православной Церкви

Первоначально термин “антиминс” обозначал переносной столик, в том числе и для совершения Евхаристии вне храмов. Впервые антиминс упоминается в житии преподобного Маркиана Сиракузского (ок. 700), где таким образом обозначен переносной престол, на котором святой совершил Литургию.
 

В византийских описаниях богослужебных церемоний в константинопольском храме Святой Софии термин «антиминс» употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. При причащении Святых Таин императорами использовался так называемый «царский антиминс», украшенный прекрасными покровами столик, стоявший на возвышении с несколькими ступенями напротив правой стороны алтаря возле алтарной преграды. Император подходил к антиминсу, молился внизу, затем поднимался и принимал из рук Патриарха Святое Тело, после чего спускался, приобщался и, помолившись, опять поднимался на верхнюю ступень, где Патриарх приобщал его Святой Крови.
 

При венчании на царство императора на амвоне ставился столик-антиминс, на который возлагались царские регалии. Преподобный Феофан Исповедник в «Хронографии» под 762 г. помещает сообщение об использовании антиминса во время коронации императором Львом своего сына в Константинополе. Во время назначения высших сановников во дворец также приносился антиминс, на который возлагались регалии, соответствовавшие должности чиновника. Словарь «Суда» (X в.) дает такое определение слову антиминс: «У римлян – стол, поставлявшийся перед дикастерией».
 

По крайней мере с нач. IX в. в Византии распространилась практика использовать освященные доску или плат для совершения Евхаристии в тех местах, где не было освященного престола или престол был освящен неправильно. Особые освященные доски, заменявшие святой престол, известны в богослужебной практике нехалкидонитов. Возможно, появление (не позднее VI в.) таких досок было вызвано тем, что гонимые императорской властью нехалкидониты совершали службы не в храмах, а в тайных местах. В настоящее время подобные доски – «таблит» или «тавот», – являются аналогом византийского антиминса; на Западе антиминсу соответствуют освященные «алтарные камни», использование которых после Ватиканского II Собора объявлено необязательным.
 

ИСТОРИЯ

 

Первое упоминание в византийских текстах о заменяющих престол освященных доске или плате (без использования термина «антиминс») содержится в датируемом 809 г. 4-м ответе преподобного Феодора Студита Навкратию. Необходимость их использования объясняется им невозможностью совершения Литургии на оскверненных иконоборцами престолах. В послании иконоборческих императоров Михаила II и Феофила к каролингскому императору Людовику Благочестивому говорится об иконопочитателях, что «некоторые из них, презирая Церковь, в обычных домах используют доски с изображениями в качестве престолов и на них совершают священное Таинство». Патриарх Константинопольский святой Никифор Исповедник (†828) и позднейшие авторы называли эти доски или платы антиминсами. Как видно, антиминсы в современном значении слова получили в Византии особое распространение в эпоху иконоборческих гонений. Из имеющихся источников можно заключить, что антиминсы имели вид дощечки с иконографическими изображениями или тканого плата. Впоследствии в Православной Церкви антиминсы стали изготавливаться только из ткани.
 

Отрицание иконоборцами почитания святых мощей, выражавшееся, в частности, в освящении храмов без вложения частицы мощей в престол, явилось причиной появления определения VII Вселенского Собора (787): «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (прав. 7-е). После этого собора вложение святых мощей, бывшее ранее нерегулярным, стало обязательным. Это нашло отражение и в богослужебных книгах: в доиконоборческой редакции константинопольского Евхология чин вложения святых мощей в престол отделен от чина освящения престола, в послеиконоборческих редакциях эти чины объединены.
 

Антиминсы, являвшие собой переносные престолы, также должны были содержать мощи. В периоды восстановления иконопочитания в VIII–IX вв., а также после окончательного торжества Православия в 843 г. православные были вынуждены использовать антиминсы во время служб не только в домах, но и в храмах: одни престолы, освященные до 787 г., не всегда содержали святые мощи, из других мощи нередко были удалены иконоборцами, а новые престолы освящались иконоборцами без вложения мощей. В этих случаях Литургия совершалась на антиминсе, возложенном на престол.
 

На святых престолах, освященных полным чином, в течение нескольких столетий еще служили без антиминса, что подтверждается посланием Константинопольского Патриарха Мануила II Харитопулоса (XIII в.) к Роману Диррахийскому. Тем не менее употребление антиминса даже на освященном полным чином престоле становится все более распространенным, что подтверждается существованием в Константинопольской Церкви особой должности – «начальника антиминсов», распоряжавшегося изготовлением антиминсов и распределением их по храмам. Номоканон XIII в. предписывает наказывать иереев, совершивших Литургию без антиминса. С этого времени использование антиминсов стало уже повсеместным, а на Руси было закреплено решением Московского Собора 1675 г.
 

Обязательность антиминса при совершении Литургии даже на освященном престоле может быть объяснена тем, что каждый антиминс подписан епархиальным архиереем и является епископской санкцией священнодействовать на данном престоле. Патриарх Феодор IV Вальсамон († ок. 1196) пишет: «Для того, вероятно, придуманы антиминсы… дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святой трапезы… и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие». В принципе, на престоле, освященном полным архиерейским чином, можно служить на антиминсе, не содержащем святых мощей; антиминсы со святыми мощами употребляются на престолах, не содержащих мощей, или вне храмов. В Русской Православной Церкви все антиминсы должны содержать святые мощи.
 

До XVII в. в Русской Церкви (в греческих Церквах до более раннего времени) антиминсы, предназначавшиеся для постоянного нахождения в храме, развернутыми пришивались к нижней одежде св. трапезы – срачице – или прибивались деревянными гвоздями к престолу. Они находились под верхним напрестольным облачением – индитией. Дискос и Потир ставились непосредственно на илитон – верхнее облачение престола, разворачивавшееся (отсюда название eilhton – свернутый) при совершении Литургии и издревле использовавшееся для того, чтобы не просыпать на престол ни одной крупицы Святых Даров.
 

С XVII в. по примеру греческих Церквей в нашей Церкви антиминсы помещают непосредственно в илитон, разворачивая и сворачивая их за каждой Литургией.
 

БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА

 

Антиминс освящается только архиереем, полагается на престоле архиереем при освящении храма или посылается им в храм, освящение которого архиерей не может совершить. Без антиминса не может совершаться Божественная литургия. На одном антиминсе может быть совершена только одна литургия в день. Антиминс разворачивается по окончании Литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания Литургии верных. Кроме литургии антиминс раскрывается при посещении храма архиереем. Антиминс должен тщательно оберегаться от любых загрязнений (т. к. его нельзя стирать) и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и, будучи «вместопрестолием», требует равного со святым престолом благоговейного отношения. Блаженный Симеон Солунский (кон. XIV – нач. XV вв.) пишет: антиминсы «не должны находиться во всяком простом доме; не должны также касаться их миряне».
 

В богослужебной практике различаются «подвижные» и «неподвижные» антиминсы: неподвижные предназначены для постоянного пребывания в определенном храме, название которого на них указано; подвижные же выдаются или в храм, который просуществует временно, или для совершения службы «на всяком месте», о чем делается соответствующая надпись на антиминсе.
 

МАТЕРИАЛЫ И РАЗМЕРЫ

 

По толкованию блж. Симеона Солунского, антиминс, символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна. Такова современная практика греческих Церквей, в Русской Православной Церкви антиминсы обычно делаются шелковыми. Размеры антиминса могут изменяться в длину от 1,5 м до 33,8 см, наиболее распространенный размер примерно 60×40 см. На обратной стороне антиминса, посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в который вкладываются частицы (обычно 3) мощей святого мученика, помещенные в воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ). Внутри свернутого антиминса хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук.
 

ОСВЯЩЕНИЕ

 

Обычно освящают сразу несколько антиминсов. По греческим и славянским рукописям X–XVII вв., антиминсы освящались одновременно с каким-либо храмом: после омовения специально освящаемой теплой водой престол отирался антиминсом; после окропления престола душистым вином и помазания его святым миром антиминсы также окроплялись и помазывались. По окончании чина освящения храма новые антиминсы возлагались под индитию. На новоосвященных престоле и антиминсе в течение 7 дней совершалась Литургия, после чего антиминс убирали с престола, и архиерей расписывался на них.
 

Используемый ныне в Русской Православной Церкви «Чиновник архиерейского священнослужения», изданный в 1982–1983 гг., указывает в случае освящения антиминса одновременно с храмом окроплять его смесью специально освящаемой теплой и розовой воды с красным вином после окропления престола (с возглашением стиха Пс. 50:9), а также трижды крестообразно помазывать его святым миром после помазания престола (с пением «Аллилуиа»). После облачения престола на него возлагается илитон, а на илитон – антиминс. Святые мощи вкладываются в антиминс сразу после вложения их в престол: «Архиерей и в антиминс (или в антиминсы), помазав первее в мешочке святым миром, влагает приуготовленные частицы [святых мощей], и укрепляет воскомастихом же нарочитою лопаткою&raqquo; (Чиновник).
 

Чин освящения антиминса отдельно от храма известен по греческим рукописям с XIV в., по русским – с XVI в. Существуют две различные редакции этого чина.
 

Первая, более древняя, очень близка к чину освящения храма. Она до сих пор используется в РПЦ под названием «Воследование како освящати антиминсы архиерею, на нихже священнодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей». Согласно этому чину, освящение антиминса совершается перед Литургией (по указанию Чиновника, это может происходить и во время Литургии после ектении об оглашенных, но нежелательно из-за «медления» в порядке богослужения).
 

Порядок чина таков: антиминсы полагаются на престоле, святые мощи – на жертвеннике на дискосе, накрытые звездицей и покровцами; архиерей поверх полного облачения надевает лентион, пояс и нарукавники; читается начальная молитва «Господи Боже, Спасителю наш», ектения и коленопреклонная молитва в Царских вратах «Боже Безначальный и Присносущный»; над смесью вина и розовой воды (родостамой) читае«Господи Боже наш, освятивый струи Иорданския»; антиминсы окропляются родостамой при произнесении слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» и Пс. 50:9–21 и «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь»; антиминсы трижды крестообразно помазываются святым миром с пением «Аллилуиа», Пс. 132 и возглашением: «Слава тебе Святая Троице, Боже наш, во веки»; поется Пс. 131. Далее епископ отходит к жертвеннику и читает перед святыми мощами молитву «Господи Боже наш, Верный во словесех Твоих» и главопреклонную молитву «Господи Боже наш, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих»; затем совершается перенесение святых мощей на престол при пении тропаря «Иже на камени веры»; перед Царскими вратами архиерей произносит: «Возмите, врата, князи ваша» (Пс. 23:7) – и входит в алтарь, обходя вокруг престола с пением тропарей «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало», ставит дискос со святыми мощами на престол; совершается каждение престола с чтением Пс. 25; читаются молитва «Господи небесе и земли, иже святую Твою Церковь» и главопреклонная молитва «Благодарим Тя, Господи Боже сил»; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к антиминсам мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы «Господи Боже наш, иже и сию славу» и возглашением: «С миром изыдем».
 

Антиминс обязательно должен быть подписан архиереем. После освящения антиминс должен лежать на престоле 7 дней и каждый день на нем должна совершаться Евхаристия. Все молитвы чина практически совпадают с соответствующими молитвами чина освящения храма (порядок молитв несколько иной); примечательно, что антиминсы везде названы «жертвенниками», т. е. «престолами».
 

Вторая редакция чина освящения антиминса отдельно от освящения храма – краткая. С XVII в. и по настоящее время она является общепринятой в греческих Церквах. В XVII в. она использовалась и в Киевской митрополии. Чин этот включает обычное начало, тропарь и кондак Пятидесятницы, проимий Акафиста Богородице «Взбранной воеводе» (эти песнопения присутствуют только в южнорусских рукописях); далее лежащие на престоле антиминсы окропляются душистым вином (соответствующим родостаме русского Чиновника) с возглашением Пс. 50:9 (трижды), Пс. 50:10–21 и «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков»; антиминсы трижды крестообразно помазываются святым миром с пением Пс. 132; совершается каждение с чтением Пс. 25; читаются молитва «Господи небесе и земли, иже святую Твою Церковь» и главопреклонная молитва «Благодарим Тя, Господи Боже сил»; чин завершается вложением святых мощей в пришитые к антиминсам мешочки, запечатыванием их воскомастихом, чтением молитвы «Господи Боже наш, иже и сию славу»; далее совершается Литургия.
 

ИЗОБРАЖЕНИЯ

 

На древнейших сохранившихся антиминсах, которые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался крест «о разных степенях»: 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копием и тростию по сторонам. Так, на греческом антиминсе XVI в. монастыря Симонопетра на Афоне начертан 30-конечный крест на Голгофе. Рядом с крестом обычно писали теонимограмму Христа «IC ХС», «NIKA», по краю антиминс обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. Первый известный русский антиминс датируется 1148/49 г. и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского (37×37 см; ГЭ). Были антиминсы и без каких-либо изображений, только с надписями, например, антиминсы из храма преподобного Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 гг., хранившиеся в Казанском Архиерейском доме (впрочем, нельзя исключать, что крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел).
 

Гравированные антиминсы появились в первой половине XVII в. Ранний известный антиминс отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 г. С начала 1620-х гг. в Киеве начали регулярно печатать антиминсы, тогда же печатные антиминсы попали и в Россию. На них изображались три типа композиций. Две первые восходят к западным иконографическим источникам: 1) Поясное изображение Христа за гробом, из раны на Его груди истекает Кровь в Чашу, стоящую на гробе. За Христом находится Крест, по краям – два ангела с копием и тростию, в углах антиминса изображены евангелисты (антиминс 1627 г. митрополита Киевского Иова (Борецкого) хранился в ризнице Александро-Невской Лавры). К тому же иконографическому типу относится и живописный антиминс 1664 г. из афонского скита святой Анны. 2) Воскресший Христос, сидящий на гробе (антиминсы 1623 г.; ГИМ; 1626 г.; ГРМ). Третий вариант представляет собой традиционную композицию евхаристических воздухов: положение во гроб с четырьмя ангелами.
 

Широкое распространение печатные антиминсы приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе. Постановление Патриарха Иоакима 1675 г. гласит, что во всех храмах «для бессумнительства должны быть антиминсы печати в царствующем граде Москве книг печатного дела во дворе». Хотя в середине XVII в. еще появлялись отдельные печатные антиминсы, повторяющие схему рукописных с крестом и Голгофой, начиная с деревянной гравированной доски для антиминсов 1652 г. (25×35 см; ГРМ) происходит унификация общего оформления и основной композиции.
 

В среднике изображается положение во гроб, восходящее к шитым литургическим воздухам: Христа, лежащего на высоком гробном камне, оплакивает Богоматерь, сидящая у изголовья, за Ней – Мария Магдалина и Мария Клеопова.
 

У ног Христа Ее позу симметрично повторяет апостол Иоанн, за ним Никодим и Иосиф Аримафейский, обвивающий ноги Спасителя «плащаницею чистою». Сверху композицию фланкируют ангелы с рипидами. За гробом возвышается Крест с лестницей и орудиями страстей. Вверху над Крестом изображен в облаках Господь Саваоф, из уст Которого ко Христу исходит луч с голубем – символическим изображением Святого Духа. В углах антиминса в круглых клеймах символы евангелистов (в соответствии с описанной в нач. XV в. архиепископом Симеоном Солунским традицией возлагать на антиминс 4 кусочка ткани с именами евангелистов). Между ними на полях в резных клеймах-картушах напечатаны тексты с рукописными вставками о дате и имени храма. Все пространство между клеймами заполнено растительным орнаментом – «травами». Московские печатные антиминсы этого времени были известны и за пределами России, попадая с Патриаршими дарами на Балканы.
 

Новый этап в печати московских антиминсов связан с именем Патриарха Адриана (1690–1700). При нем были изготовлены две доски – оловянная и медная, так называемая «фряжская». Оловянная доска (37×46 см) использовалась почти столетие вследствие ее малого износа. Изготовленные с нее антиминсы печатались главным образом на холсте и были самыми дешевыми, их тираж исчислялся десятками тысяч. Медная доска (46×54 см) износилась быстрее, и напечатанных с нее антиминсов сохранилось меньше. В «оловянном» антиминсе 1690-х гг. (ГРМ. № ГР 11987) заметно влияние барокко, проникавшее в Россию через Украину. Вероятно, прототипом для гравюры послужил украинский антиминс второй половины XVII в. (Львовский музей украинского искусства. № 1476/гр 41). Композиция «Положение во гроб» уже не восходит к древнерусскому шитью. Богоматерь изображена в центре за гробом в окружении апостола Иоанна и святой Марии Магдалины. Голову и ноги Христа, лежащего на плащанице, поддерживают Иосиф Аримафейский и Никодим, одетые в европейское платье. Узкая рама полей составлена из многочисленных картушей, верхний центральный – со Спасом Нерукотворным, остальные – с орудиями страстей.
 

Еще ближе к западному искусству медная «фряжская» форма для печати антиминсов. Центральная композиция «Положение во гроб» и 6 медальонов с евангелистами и орудиями страстей решены как самостоятельные сюжеты с пространством, построенным в соответствии с законами линейной перспективы и пейзажными планами. М.А.Алексеева высказала предположение, что автором медной формы был украинский гравер Иннокентий Щирский. Система обрамления средника с угловыми круглыми медальонами с евангелистами и овальными медальонами на боковых полях с орудиями страстей будет повторяться на большинстве русских антиминсов до конца XIX в.
 

После учреждения в 1721 г. Святейшего Синода появились новые печатные формы для антиминсов московского гравера И.Ф.Зубова, большая и средняя, гравированные на меди (ГРМ). Их декорация восходит к большой медной форме 1690-х гг. Новый этап знаменуют антиминсы, созданные в царствование императрицы Елизаветы Петровны в центре русского гравирования – Академии наук в Санкт-Петербурге. Антиминс 1756 г. (35,5×42 см; ГРМ), гравированный В.А.Иконниковым и И.А.Соколовым по рисунку Э.Гриммеля, отходит от принятой схемы и представляет собой яркий образец рококо. Поле антиминса не имеет четкой структуры. Сцена «Положение во гроб» расположена в фигурной раме с острыми углами. В нее вкомпонованы орудия страстей. Глубину многопланового пространства подчеркивает косо поставленный гроб. Полей нет, евангелисты изображены не в клеймах, а внизу антиминса, окружая картуш с текстом. К 1780–1790-м гг. относятся первые опыты печати антиминсов с медных досок, гравированных резцом и офортом. В XVIII в. антиминсы печатались также в Новгороде и Тобольске в архиерейских печатнях.
 

От XVIII и XIX вв. дошли редкие русские деревянные живописные (Москва, ГИМ) антиминсы и даже резной антиминс, на котором в плоском рельефе вырезана краткая композиция «Положение во гроб» с полихромной росписью, с вырезанным ковчежцем для мощей (Касимовский краеведческий музей).

 

По материалам сайта Московские епархиальные ведомости (№ 3-4/2005)