О грехе словом

Одним из важнейших занятий, которому мы должны предаться в дни поста, — это воздержание своего языка: самого непослушного и трудноуправляемого члена нашего тела. Ибо “кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (Иак. 3, 2).
 
Вначале усвоим для себя, насколько пагубны грехи, совершенные не только делом, но и словом. От наших слов зависит наше благоденствие и даже продолжительность жизни. “Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои — от лукавых речей” (1 Пет. 3, 10). Ругаясь и пустословя, мы лишаем себя “благих дней” уже здесь, на земле, и выносим себе приговор на суде Божием. “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься”(Мф. 12, 37).
 
Скверные ругательные слова звучат дома и на производстве, в школах и даже в детских садах. Для многих сквернословие стало привычкой. Это духовная болезнь, показывающая плачевное состояние души человека: ведь “добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его” (Лк. 6, 45).
 
Великий Пост — самое благоприятное время для того, чтобы Божией молитвой, покаянием воспитывать себя, восходить к чистоте сердечной. Мысли свои надо занять молитвой, испытывать приходящие помыслы, плохие отвергать в самом начале, хорошие принимать трезво, не увлекаясь мечтаниями. Любое дело начинать с молитвы и испрошения благословения, а если что-то не ладится, не роптать и не сквернословить, простить у Бога помощи и уметь со смирением переживать неудачи, которые, если не вызваны нашей собственной безответственностью, промыслительно помогают спасению и бывают полезны для нас. Так научимся постепенно, приобретя чистоту сердечную, хранить чистоту помыслов и речи. Необходимо стараться жить по-христиански, подтверждая веру добрыми делами, ежедневно молясь Богу, читая Священное Писание, святых отцов Церкви, по воскресным дням и праздникам посещая церковное богослужение, исповедуясь и причащаясь. Тогда сама пробужденная и освященная благодатию Святого Духа совесть наша будет неусыпным хранителем наших уст от скверных слов.
 
Тех, кто полностью отказался от употребления скверных слов, бесы искушают на иные словесные грехи. Пустословие (празднословие) — ненужные разговоры ни о чем, лишь бы время занять. Они отнимают у нас драгоценное время, которого так не хватает для нужных, добрых дел, за пустую растрату которого мы тоже будем отвечать пред Богом. Большинство пустых разговоров постепенно переходит к осуждению других, что тоже очень пагубно и чего надо всячески избегать, так как, если мы не будем судить других, то и сами не будем осуждены.
 
В разговоре с людьми важны не только слова, но и тон речи, манера выражения своих мыслей. Часто из-за высокомерия, сами того не замечая, мы обижаем людей, порою, самых близких, словами, по букве неплохими, но по сути и тону совершенно неприемлемыми для христиан. Чтоб избежать этого, постараемся изгнать из души те страсти, которые приводят нас к словесному невоздержанию. Будем искоренять их противоположными добродетелями: гордость — смирением, раздражительность — доброжелательностью, неуступчивость — отсечением своей воли. Если научимся избегать своеволия, уступать другим и возлагать упование на Бога, в душе воцарится мир и покой, а все дела устроятся по милости Божией. Только при помощи молитвы и искреннего покаяния можно избавиться от страстей. И дай Бог всем нам в эти спасительные дни Великого Поста обуздать свой язык и сделать его из орудия погибели орудием благовествования и мира.
 

Протоиерей Евгений Пейков

Комментирование запрещено