Почти 1030 лет назад произошло великое событие – Крещение Руси. Киевский великий князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», – говорит предание. «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же… Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», – написано о Владимире в «Повести временных лет».
«Я был зверь, а стал человек», – сказал князь Владимир, сам приняв святое крещение. И это были не красивые слова, а искренняя исповедь одного из первых русских христиан. До этого он убил родного брата, устраивал человеческие жертвоприношения и имел несколько сотен наложниц. Наши далекие предки не находили в этом ничего предосудительного. По меркам языческой Руси все это характеризовало Владимира как храброго воина, ревностного служителя богов и настоящего мужчину. Иными словами, князь был не выдающимся злодеем, но своим поведением лишь следовал моделям, в той или иной мере принятым и среди подданных. Тем удивительнее изменения, на путь которых встала Русь, приняв веру Христову. Ведь преображение князя Владимира стало началом преображения всего народа, его примеру последовали многие поколения людей с того времени до наших дней. И потому слова князя Владимира применимы ко всем народам исторической Руси: «Мы были звери, а стали люди».
Обращение русского народа в христианскую веру стало продолжением дела святых апостолов, которым Глава Церкви – Господь Иисус Христос повелел: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф.28,19).
Каждый знает, что такое крещение. Через крещение мы обретаем благодать Святого Духа, входим в общину апостолов, которая именуется Церковью, устанавливаем личную связь с Богом. Именно в крещении и миропомазании замыкается связь между Богом и человеком. Актом крещения мы как бы включаем этот способ соединиться с Господом, и ток Божественной благодати от Бога переходит к нам, а навстречу Богу идут наши молитвы.
Единая крещальная купель также способствует возникновению сознания единства человечества, что не может быть осуществлено язычеством. Апостол Павел писал в Послании к галатам: “Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного”, а в Первом послании коринфянам: “…все мы одним Духом крестились и, одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих”.
Таким образом вера Христова оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство. Разъединенные славянские племена, составлявшие державу Владимира, с принятием христианства, почувствовали свое единство.
Крещение Руси навсегда ввело Русь в семью христианских народов, сделало ее неотъемлемой частью европейской цивилизации и наследницей культурной и церковной традиции Восточной Римской империи – Византии.
Это событие повлекло за собой огромные перемены в ментальности людей, в их нравственности, в устроении государственной жизни. Христианство действительно раскрыло людям значение, смысл и цель их земного существования, а также открыло перспективу, доселе не виданную в язычестве.
Оно подтолкнуло бурное развитие культуры, искусства так, что и древняя, и современная Русь находится не позади, а наравне со всеми другими просвещенными странами. Все исторические достижения русского народа во всех сферах его жизни – духовной, культурной и политической – на протяжении веков были обусловлены принятием Крещения.
Церковь принесла на русскую землю учение о милости и любви. Целый сонм русских святых, жития которых являют собою пример служения Богу и ближним, семейный уклад, великая русская литература и музыка, изобразительное искусство, иконопись и церковное зодчество, традиция образования – все это корнями уходит к Евангелию и православному вероучению.
Что из созданного князем Владимиром дошло до нашего времени? Кажется, что немного. Материальная культура практически не сохранилась в том виде, в каком создавалась при князе Владимире. О жизни наших средневековых предков мы можем судить лишь по немногим и обычно более поздним образцам.
А что же в полной мере дошло до нас от князя Владимира, без какого-либо разрушения и изменения? Вера православная. А почему? Да потому что князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа. В основе, в самой сердцевине Евангелия лежит слово Божие, непререкаемое и не подверженное разрушению со стороны вихрей и бурь истории. Именно поэтому не умирает и евангельское слово, и все то, что создают люди, связывая свое творчество с Божественным откровением.
На Руси XXI века не принято держать гаремы и убивать собственных братьев. Такие вещи кажутся нам дикостью, но так ли духовно далеко от нас языческое прошлое, что о нем можно забыть как о страшном сне?
Мы видим, как те личные пороки, которыми был одержим до крещения князь Владимир, – неразборчивость в средствах достижения цели, распутство, – современная поп-культура возводит практически в ранг добродетелей и преподносит их как признаки личного успеха. И многие из нас, увы, принимают эту ложь за правду.
Мы получили в наследство тот христианский фундамент, на котором выросла вся наша культура. Но здание Святой Руси, давшей крещальные обеты, вполне может разрушить человеческое своеволие, стремление к страстям и порокам, к кажущемуся благополучию, которым вполне обладал киевский князь до крещения. И от которого отказался ради Христа.
Крещение нашей земли произошло однажды, но выбор быть человеком или зверем мы делаем в каждый момент своей жизни, общаясь с ближними и дальними, совершая добрые или злые дела. Пусть же этот выбор будет правильным.