14 августа церковь воспоминает одно из величайших событий в истории – Крещение Руси.
С воцарения у нас христианства при великом князе Владимире начался новый период нашего бытия во всех отношениях: нравственном, просветительском, гражданском.
Озаренный светом Евангелия народ Киевской Руси из грубого и невежественного, стал превращаться в народ великий и праведный, давший миру множество святых и праведников. Трудно переоценить значение принятия христианства на Руси при князе Владимире, именно поэтому враги Христа и Церкви постоянно пытаются исказить историческую суть этого события, представить его как насильное насаждение новой веры, из политических и экономических соображений. До сих пор в учебниках истории можно встретить описание того, как людей палкой загоняли в Днепр креститься и т.п.
Но как же это было на самом деле?
Прочный фундамент под строение Церкви русской был заложен еще в древнейшие времена, во время проповеди Апостольской, когда святой апостол Андрей первозванный направил свои стопы в скифию, где проповедовал небезуспешно, и даже водрузил крест, с предсказанием, что здесь вскоре будет сиять истинная вера. Об этом пишут древнейшие авторы – св. Ипполит, ученик Иринея Лионского, и Ориген, который ссылается на еще более древний письменный источник. Множество исторических свидетельств находим в памятниках четвертого и пятого веков. На основании множества свидетельств можно с приблизительной точностью составить маршрут проповеди апостола, т.к. все маршруты апостола по отдаленным регионам пролегали вдоль торговых путей, где было стечение народа, а также по еврейским и греческим колониям, которых множество было в то время на юге скифии, а также по берегам Днепра. Местное же население, славяне, были еще настолько разрозненны и невежественны, что не смогли усвоить проповедь, оставаясь еще на время язычниками. Среди них проповедовали ученики св. Андрея Первозванного. Жития некоторых из них история донесла до нас. Небольшие общины христиан существовали на территории будущей Руси в древние времена, и соприкасаясь с язычниками, подготавливали почву для посева Слова Божия. Не оставляли попыток миссионерства среди славян и византийские патриархи, известно, что Иоанн Златоуст посылал проповедников к славянам. Чем закончилась их деятельность неизвестно.
Новый и более успешный период просвещения Руси начался в девятом веке, когда св. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку. В то же время Русь из множества разрозненных племен превращается в княжество. Именно в это время, по промыслу Божьему, сопровождаемое чудесами и знамениями совершилось первое массовое обращение в христианство славян, и даже крещение князей Аскольда и Дира. Византийская летопись повествует, как у стен Константинополя на двухстах ладьях явились руссы и начали опустошать всю окрестную страну, в то время, как царские войска были заняты войной с агарянами (арабами). Император Михаил третий с патриархом Фотием прибегли к Богу в молитве, отчаявшись поборот врага своими человеческими силами. Из Влахернской церкви была вынесена хранившаяся там Риза Богородицы, и с молитвами была понесена на берег моря. Как только она коснулась воды, подналась буря и раскидала суда руссов. Аскольд и Дир, испытав гнев Божий, прислали послов в Константинополь, просить себе крещения. Епископ был прислан и благовествовал народу, собравшемуся на вече. Народ начал требовать знамения, положить в костер Евангелие, если оно не сгорит, решили принять крещение. Евангелие в огне осталось невредимым и народ начал тотчас креститься.
После Крещения Аскольд и Дир правили Киевом еще 15 лет, за это время вера могла довольно сильно утвердится в земле Русской. После их смерти воцаряется яычник Олег (882 – 912), противник христианства, при нем о христианах на Руси ничего не известно. Во дни преемника Олега – Игоря (912-945) число христиан возрасло настолько, что в договорах с греками население разделяется уже на крещенных и некрещеных, крещенные даже поставляются на первом месте. В летописи упоминается соборная церковь св. Ильи Пророка. А соборные церкви бывают только там, где есть уже несколько обычных, приходских, хотя своей иерархии еще не было, священники и епископ присылались из Византии. Сам кн. Игорь так и остался язычником, но его супруга, св. Ольга стала , по выражению летописца, «как заря перед солнцем», началом уже полного обращения Руси в христианство при ее внуке св. – Владимире. После смерти мужа, она отправилась в Константинополь и там приняла крещение от руки патриарха. Вернувшись домой, она недолгое время прожила в благочестии и проповеднических трудам, отошла к богу, запретив проводить над ее могилой языческой тризны. Сын ее Святослав не принимал христианства, жил беспутно, в постоянных военных походах против болгар и греков погубил почти все свое войско. Жрецы внушили ему, что вина этому – отступление от язычества, и он начал гонение на христиан, желая всех их уничтожить, но так и не исполнил своего намерения, т.к сам был убит на пути в Киев. Воцарился Ярополк(972 – 980), более благосклонно относившийся к христианам. Владимир, в первую часть своей жизни, будучи очень жестоким и властолюбивым человеком, начал междоусобную войну, в которой погиб Ярополк, и захватил власть в свои руки. Церковь застонала от гонений. В это время пострадали св. мученики Федор и Иоанн. Но видимо совесть постоянно мучила гонителя, детские воспоминания и наставления бабушки Ольги не давали спокойно жить ему и творить беззакония. Летопись повествует, что князь осознал тщетность язычества и решил принять истинную веру, но медлил. В это время к нему начали приходить послы от различных государств, с предложениями принять ту или иную веру. Он принял христианство, как уже знакомое народу и близкое душе человеческой, которая по природе своей – христианка. Но гордость не позволила ему идти смиренно просить крещения, он решил пойти войной на Херсонес, начал захватывать христианский город (нынешний Севастополь) и внезапно ослеп. После крещения Господь вернул ему зрение. Благодать Святого Духа изменила этого человека полностью. Владимир отпустил своих жен – язычниц и женился на принцессе Византии – Анне, с которой жил в благочестивом христианском браке всю свою жизнь. Вернувшись в Киев, взяв с собой священнослужителей, он поведал всем о чуде, что с ним случилось и народ, давно знавший христианство с радостью крестился, бросив своих идолов со склонов киевских гор в Днепр. Только жрецы и самые упорные из язычников, навсегда потерявшие свою власть и влияние, долго бежали вслед уплывавших по течению перунов и велесов, ничтожных творений рук человеческих, покинувших землю русскую.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами живем в эпоху, когда язычество, ушедшее некогда в историю опять возвращается на святую Русь, только оно стало гораздо хитрее и изощреннее. Оно проникает в школы под прикрытием предмета народоведение, в котором самые глупые суеверия порою представлены как «исконные народные традиции». Организация РУНВiра (родная украинская национальная вера) борется открыто за возрождение язычества. Различные новоявленные шаманы и экстрасенсы открывают офисы и кабинеты в самых многолюдных местах города, с экранов телевизоров и страниц газет на нас взирают различные гадалки – цыганки и т.п., обещая решить все наши проблемы. Язычники, как и в древние времена, искажают христианские праздники, привязывая к ним свои разгульные мероприятия. (Самые яркие примеры – Масленица, Рождество Иоанна Предтечи). В праздники Рождества и Крещения проводят гадания, чтоб осквернить эти святые дни. Многие из нас, православных «крещенных» не подозревают, что прибив на стену «оберiг» или подковку «на счастье», прочитав гороскоп на неделю, мы становимся язычниками, предаем нашу веру, которая за 1000 лет на Руси прошла все испытания и не потеряла своей силы. Давайте выбросим из своих душ все пережитки язычества, суеверий и зла, чтоб в истинной вере соединится со Христом, который отдал свою жизнь за спасение каждого из нас.