В день памяти самого известного святого древней монашеской обители во Святых Горах ― преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, Затворника Святогорского, публикуем фрагменты Святогорского патерика, посвящённые благодатной помощи угодника Божия.
Дивные дела Божии по молитвам Затворника как выражение благодатной силы, почивавшей на нём при его жизни и после кончины
Святогорский патерик ― Т. 2. ― Житие и подвиги затворника Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна. ― Издание Свято-Успенской Святогорской Лавры, 2008. ― 212 с., илл.
Молитвы и просьбы людей, приезжающих в обитель помолиться у мощей и на могилке святого, не остаются тщетными. Об этом говорит множество случаев исцелений, подаваемых преподобным в наше время. Некоторые из них мы и приводим ниже.
Было это зимой 1941 года. В селе Татьяновка, которое находится в 15 минутах ходьбы от Святогорского монастыря, проживала семья Лазаренко: отец, мать и 18-летняя дочь Анастасия. Отец и особенно мать Анастасии были верующими людьми. Отец, несмотря на то, что имел партийный билет, иконы в доме держал и в Бога веровал. Мать же Анастасии, получавшая в молодости от своего дяди-епископа душеполезные поучения, имела крепкую веру. Свою дочь они также, естественно, старались воспитать в Православии.
В начале войны у Лазаренко сгорел дом, и они вынуждены были переселиться в один из корпусов санатория «Степной», который располагался в полях, у подножия святогорских холмов.
Немцы, занявшие Святогорск (отец Анастасии тогда, видимо, был уже на фронте), разрешили для оккупированного населения проводить в древней и разорённой безбожными властями обители церковные богослужения. Службы совершались в бывшем трапезном храме Рождества Божией Матери. В этом храме для верующих также совершались различные требы, в том числе и венчание, на которое в один из вечеров пришла посмотреть Анастасия вместе с другими односельчанами.
Однако вместо радости от бракосочетания своих татьяновских земляков Анастасии пришлось приобщиться к скорбям гонения, последовавшим от полицаев.
Увидев её у церкви, они стали её гнать: «А ты чего сюда пришла? Комсомолкам здесь делать нечего». ― Как и все, Анастасия ещё в школе вступила в комсомол. Испуганная и раздосадованная, претерпев в прошлом от одного из них побои, Анастасия, плача, побежала мимо Успенского собора по дороге, ведущей на гору. Позади остались монастырские строения, кузня, хозяйственный двор. Поднимаясь вверх по лестнице (сейчас лестницы этой не существует, вместо нее находится крутая дорога, ведущая прямо на верх холма и соединяющаяся с пешеходным терренкуром, выложенным из бетонных плит), Анастасия вдруг увидела старенького дедушку, сидевшего на лавочке. Одет он был с головы до ног во все чёрное, словно монах.
Страха, как ей запомнилось, она не испытала, а наоборот, подойдя, поздоровалась со старцем и стала спрашивать откуда он. Спрашивала потому, что не припоминала никого из своих односельчан, похожего на него. Думая, что старичок из другого села, предложила ему переночевать в своём доме. Старец же, опустив свою руку на лавочку, сказал ей: «Садись, раба Божия…» Анастасия села рядом и услышала: «Молись, раба Божия, молись: Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас. Иисусе, Сыне Божий, сохрани нас».
На её вопросы старец не отвечал, а только повторял: «Молись, раба Божия, молись». И сам молился. Сказал, как помнит Анастасия Фёдоровна, лишь что-то про войну, но что именно ― сейчас уже не припомнит.
Потом, по прошествии какого-то времени, Анастасия почувствовала его прикосновение к руке. Старец встал. Нужно было идти, и они стали подниматься по лестнице на вершину горы.
Шёл он немного впереди Анастасии. Выйдя из-под деревьев на вершину горы, они стали с неё спускаться в сторону могилы святогорского затворника иеромонаха Иоанна, подвизавшегося в затворе 17 лет.
И хотя было полнолуние, но лица и рук его Анастасия не видела, помнит только чёрный с головы до ног силуэт. Ещё помнит, что у старца был посох, набалдашник которого поблёскивал.
Как только дошли они до арки (сейчас её не существует, как и больничной церкви, у которой похоронен святой Иоанн), старец в чёрном показал Анастасии посохом на дорогу: «Тебе, раба Божия, сюда, ― и указал, куда ей идти. ― А мне ― туда». И пошёл в сторону могилы святого. Анастасия бросилась бежать вниз по дороге, которую указал ей старец. Бежала по склону горы она легко, как на крыльях кто нёс.
Внизу, под горой, располагался санаторий «Степной», в котором она жила. А дома её давно уже ждали, волновались близкие: как бы не убили где-нибудь. Время-то страшное!
Пришла Анастасия часа в 2 ночи и рассказала матери и соседям про полицаев и дедушку в чёрной одежде: как они шли вдвоём по дороге, и как она сбегала по горе.
Родители не хотели ей верить. Провести полночи на горе с незнакомым дедушкой, да ещё сбежать по склону горы в том месте, где она покрыта густыми кустами ― дело странное и необычное!
Думали они, что с нею что-нибудь сделали полицаи, может, били, потому-то и говорит такое, т. к. с головой не в порядке.
Но соседка, баба Иваниха ― так по-простому её звали ― и говорит тогда родителям, что, мол, нет, это святой Иоанн ей помог.
Всю оставшуюся ночь мама Анастасии Фёдоровны спать не ложилась, а утром, разбудив свою Анастасию и ещё раз уточнив дорогу, по которой шла её дочь домой, отправилась с соседкой осматривать местность.
И точно! Только одни следы Анастасии (следов старца, хотя они шли вдвоём, совсем не было!) напоминали о произошедшем чуде.
Они тянулись по снегу от самой лестницы уже слегка завьюженные, проходили по склону горы под густым зимним кустарником и оканчивались на территории санатория «Степной», располагавшегося под горой. Оканчивались у того самого корпуса, где и проживала семья Анастасии Фёдоровны.
Уже позже Анастасия со своими родными узнала от знакомой женщины, бывшей вместе с ней у церковного дома, что после того, как она убежала с венчания, два полицая ходили разыскивать её в горы. Но не нашли. Мама Анастасии Фёдоровны и баба Иваниха, увидев, где пролегли Настины следы, и убедившись в правдивости её рассказа, приходили на могилку святого угодника Божиего Иоанна молитвенно благодарить Бога о совершённом чуде избавления от беды.
До сих пор Анастасия Фёдоровна, которой исполнилось уже 76 лет, помнит милость, оказанную ей святым угодником, и молится той молитвой, которую слышала от своего святого избавителя.
Слава Богу, прославляющемуся во всех святых Своих. Аминь.
Записано со слов Лазаренко А. Ф., жительницы с. Татьяновка
«Я, р. Б. Кошевая Раиса, хочу поведать об исцелении моих ног преподобным Иоанном Затворником. У меня была закупорка вен на ногах, вены сильно напухали, их тянуло, как будто разрывало, боль была невыносимая. Лечение мало помогало. Несколько раз приезжала в Святогорский монастырь, молилась, ходила на могилку преподобного Иоанна Затворника. Приехала и на день его памяти 24 августа 1996 г. Была большая боль в ноге. На службе стояла, хотя и трудно было, и с любовью и слезами просила преподобного Иоанна избавления от боли, переживала, смогу ли пойти на крестный ход.
И вот, здесь же на службе в течение часа боль в ноге утихла, а после и совершенно исчезла. Домой я уже ехала здоровой.
г. Горловка».
«Несколько раз до получения мною исцеления в 1997 г. я приезжала в Святогорскую обитель, посещала могилку преподобного Иоанна Затворника. В 1997 г. 8 января приехала снова в обитель праздновать Рождество Христово. У меня была болезнь по женской части ― опухолевидное образование.
Подошла к иконе преподобного Иоанна Затворника, приложилась к его мощам, мысленно со слезами просила о помощи и мгновенно почувствовала, что моя просьба услышана: я получила облегчение и выздоровление.
Благодарю Господа Иисуса Христа и всех святых, которые быстро слышат наши молитвы, произносимые от искреннего сердца.
Р. Б. Мартыненко Надежда, г. Харьков».
Я, раба Божия Белоброва Любовь Николаевна, проживаю в г. Харькове. С 1992 г. приезжаю в Святогорскую обитель и вижу, какое облегчение получают больные люди.
У меня был хронический бронхит с астматическим компонентом с 1968 г. Я приехала в обитель и в первую очередь пошла на могилку Иоанна Затворника, где, стоя у креста, просила исцеления от одышки и бронхита. Я не могла пройти от дома до остановки 200 метров, а после могилки я забыла о болезни и свободно ходила по горам, поднималась на высокий склон горы в пещеру скита.
В 1996 году 30 сентября я упала и сильно ободрала правую ногу от колена до щиколотки с глубоким повреждением тромбов.
Нога онемела, образовалась опухоль по всей ноге, потом нога стала чернеть. Мои дети испугались, что может быть гангрена, настаивали лечь в больницу. Я сказала, что никуда не поеду и буду лечить сама. Когда я была в обители, то иеромонах дал мне мелок из келии Иоанна Затворника и сказал попросить в храме масло от лампады, горевшей перед его мощами, которое я и взяла.
Дома, когда нога потемнела, я с верой помазала ногу маслом и посыпала мелом из келии Иоанна Затворника с просьбой: «Святый Иоанне Затворниче, исцели мои раны во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Опухоль спала на второй день, но, когда пришло полное исцеление, я не помню. Только, когда позвонил сын и спросил: «Как нога?» ― я увидела, что черноты нет, нога восстановилась, и исчезли всякие следы болезни.
Слава Тебе, Господи, и благодарю Иоанна Затворника, что исцелил меня.
31.03.1997 г., Л. Белоброва».
«В 1989 г. впервые я посетил могилу Иоанна Затворника и с того времени свободно хожу к нему на могилу помолиться. Это великое святое дело для каждого православного человека ― поклониться мощам святого Иоанна Затворника.
В 1989 г. в начале мая я приехал в Славяногорск (ныне Святогорск ― ред.) для восстановительных работ в детскую здравницу «Серебряный горн». В то время я находился там один, т.к. заезда детей и сотрудников ещё не было. Работал сантехником и готовил помещения для эксплуатации.
Как и всегда, я сходил поклониться святому месту, на могилу Иоанна Затворника: поговорить с ним, попросить прощение и помощи его. Я верил и верю в великую духовную силу его, как великого угодника Господа Бога нашего и Творца мира сего.
Через несколько дней после того, как я стал работать, внезапно почувствовал себя плохо. Много лет я болел язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, и в этот раз у меня снова началось внутреннее кровотечение. Ночью мне стало очень плохо, и наутро я собрал свои вещи, чтобы уехать. Перед дорогой лёг немного отдохнуть и заснул. Во сне ко мне явился Иоанн Затворник (выглядел он как на фотографии, которая сейчас на его могиле), и он мне говорит: «Ты болеешь, но не волнуйся, болезнь твоя пройдёт. Пойди, там-то растёт дерево, а на нём маленькие шишки, под деревом растут жёлтые цветы, нарви, завари и пей».
Я сразу проснулся и вижу ещё его образ в своих глазах. Я понял, что болезнь моя пройдёт, раз великий угодник Господа нашего пришёл на помощь мне.
Собрав силы, утром я пошёл к дереву, которое указал Иоанн Затворник, собрал шишек и нарвал цветов. Дерево оказалось ольхой, а цветы ― чистотелом. Придя в здравницу, я заварил того и другого и начал пить, ничего больше не вкушал. На следующий день почувствовал себя лучше, с каждым днём силы ко мне возвращались, стал ходить на могилу к Иоанну Затворнику молиться и благодарить его.
Приехали сотрудники, и я рассказал врачу свою историю. Она, зная, что кровотечение очень опасно, дала мне направление в Донецк в больницу № 4. Там мне сделали гастроскопию, и у меня не оказалось не только язвы, но и рубцов, которые были много лет, ― они бесследно исчезли. До приезда в здравницу мне делали рентген желудка, и на снимке были видны множественные рубцы на слизистой двенадцатиперстной кишки. После этого боли в желудке меня не беспокоят. Кроме того, я был на третьей группе с заболеванием сердца, ― и это тоже позади.
Серветник Михаил Евгеньевич. 10 августа 1997 г., г. Донецк».
Я, Буряченко Римма Рубеновна, рожд. 1930 г., проживаю в г. Харькове.
Внезапно ослепла на левый глаз, и правый стал плохо видеть. Кто это пережил, тот поймёт моё состояние, врачи сказали, что после операции нет большой гарантии на улучшение зрения. Операцию назначили в сентябре, т. к. была болезнь катаракта.
Было очень худо, но надежды не теряла, а молилась и молюсь.
Дочь моя, Татьяна, приехала из Святогорского монастыря, где улучшилось зрение: вместо -3 стало -1,5, и после автомобильной травмы рука стала действовать. Дочка предложила поехать с ней в Святогорский монастырь и приложиться к мощам Иоанна Затворника. Приехали в монастырь. На вечерней службе моя дочь Татьяна предложила приложиться к мощам Иоанна Затворника и попросить, чтобы он меня исцелил. Я приложилась глазами, с меня спала плёнка, и я стала видеть. Стала видеть по молитвам Иоанна Затворника.
Раньше читала двумя очками, сейчас читаю без очков, даже мелкий шрифт. Раньше ходила с провожатой и меня водили, т.к. один глаз ничего не видел, а второй плохо. А сейчас сама хожу, т.к. вижу, вижу!
Раба Божия многогрешная Римма, 25.07.98 г.».
«Я, Абакумова Валентина Ивановна, проживаю в г. Сумы. Хочу засвидетельствовать случай исцеления левой руки от приложения её к мощам Иоанна Затворника.
С осени прошлого года я болею остеохондрозом, ангионеврозом нижней левой конечности, варикозным расширением вен. Лечилась, делали уколы, принимала ванны, но болезнь не проходила, и я прекратила лечение. Сильно болела левая рука, нога распухла, и её страшно крутило.
23 июля 1998 г. я приехала к Иоанну Затворнику на молебен с верою, что он исцелит руку. Молилась ему с верою, приложила руку к мощам. К вечеру этого дня я почувствовала, что боль утихает, а на другой совсем не чувствовала боли в руке. О чём и свидетельствую 31 июля 1998 г.
Благодарю Господа, что по молитвам Иоанна Затворника исцелил мою левую руку».
«Я, Савченко Светлана Григорьевна, жительница г. Краматорска хочу засвидетельствовать чудо исцеления у могилы святого Иоанна Затворника.
На протяжении 2,5 лет я болела мастопатией левой молочной железы. В 1997 г. состояние ухудшилось, увеличились лимфоузлы под левой мышкой и появилась небольшая опухоль на правой молочной железе. Я решила сначала ехать в Святогорский монастырь, а затем идти в онкологический диспансер для того, чтобы что-то сделали врачи. Мне очень не хотелось туда идти, т.к. там умерла моя мама от онкозаболевания.
В монастырь я приехала 16.09.97 г. На второй день мы с сестрой решили пойти на могилу Иоанна Затворника. Когда мы на коленях молились святому Иоанну Затворнику, я просила его помощи и ходатайства ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он избавил меня, если возможно, от болезни, а если Господу угодно, чтобы я шла на операцию, то чтобы Господь укрепил меня. В монастыре я ещё раз исповедовалась, поговела, причастилась и уехала домой.
Дома я не сразу, а через какое-то время заметила, что у меня не болит грудь, а опухоли рассосались. К врачам я больше не ходила, но об этом случае им рассказала. Вот уже прошёл год, и я хочу поблагодарить святого Иоанна Затворника за содеянное чудо.
07.10.1998 г., Савченко Светлана Григорьевна».
«Меня зовут Романенко Алла, мне 34 года, у меня растут два сына: Роман (15 лет) и Павел (10 лет). Три года назад я была на краю пропасти. Все грехи, содеянные мною тогда, страшно вспомнить! Будучи замужем, я постоянно (каждый день!) пила, не просто выпивала, а упивалась до беспамятства. В пьяном виде искала мужчин, блудила с ними, не разбирая, сколько им лет и кто они. Курила, сквернословила. Всё содеянное мною безобразно! Бедные мои детки и родители (они у меня верующие) молились за меня. Они видели, что моё спасение зависит только от милости Божией. В день моего рождения 11 сентября 2000 г. моя мама поехала в Святогорский монастырь. Говорят, что молитва матери со дна моря достает, ― меня же она достала из пропасти погибели! Благодаря нашей общей Матери, Которой моя мама со слезами молилась у иконы Святогорской и на могилке преподобного Иоанна Затворника. Она привезла мне его икону и песочек с могилки. И произошло чудо! Господь дал мне покаяние: я исповедалась и причастилась. С того дня, как я подшила к одежде земельку с могилки преподобного Иоанна, я бросила пить. Все мои мысли были только о том, чтобы исправиться. Я молила преподобного Иоанна Затворника, чтобы он помог мне. Я везде чувствовала его помощь и знаю, что по его ходатайству я пришла к Богу! В январе 2000 г. я сама поехала в Святогорский монастырь. И на могилке преподобного просила его меня не покидать.
В июне 2000 г. мой ребёнок, Павлик, заболел фурункулезом; по всему телу появились гнойники. В больнице ему резали и чистили раны, прокололи три антибиотика, но ничто не помогало. Врач сказала, что нужно ввести антистафилококковую сыворотку. Однако достать её нам было невозможно, т.к. она изготавливается на крови и её ждут месяцами из областного центра. Со слезами на глазах и молитвой к преподобному Иоанну я пошла искать лекарство. И преподобный сотворил чудо ― лекарство было у меня уже через час! Я зашла на станцию переливания крови, спросила заведующую. Она меня завела в кабинет, спросила, сколько мне надо ампул и тут же дала их мне. Слава Богу! Ребёнку ввели сыворотку, а ранки мы мазали маслом от лампады преподобного Иоанна и Павлик исцелился! Я всем сердцем, всей душой благодарна Богу, Матери Божией и моему помощнику, скорому услышателю преподобному Иоанну Затворнику.
г. Бердянск, Романенко Алла».
«У меня так болели ноги, что, вставая утром с постели, я без стона не могла ступить на пол и ходить. Стонала от боли и боялась, чтобы соседи не услышали мой стон.
И вот год тому назад я была на могилке Иоанна Затворника. Там я молилась ему, чтобы он помог мне и исцелил мои ноги; ходила босиком вокруг могилки его и очень, очень просила помочь мне в моей болезни.
И о чудо! Приехав домой, на другой день я, как обычно, проснулась утром и, вся сжавшись от предстоящей боли, не ощутила её. И до сих пор не чувствую её.
От всего сердца благодарю нашего преподобного Иоанна Затворника за его помощь мне грешной и за все его чудеса, явленные людям.
А Господа нашего Иисуса Христа славословлю за Его угодника, преподобного Иоанна Затворника, который своим подвигом затвора угодил Ему.
Слава силе Твоей, Господи!
Православная христианка раба Божия Нина, г. Донецк».