26 июля Святогорский наместник возглавил молебен перед началом всякого доброго дела, предваривший работы по установлению куполов и крестов на возводящийся в Святогорской Лавре храм святого праведного Иоанна Русского, исповедника.
В один из двух установленных Святой Церковью дней празднования Собора архистратига Божия Гавриила, возвестившего некогда Пречистой Деве Марии благую весть о Боговоплощении, в Святых Горах совершилось весьма радостное и знаковое для монастыря событие.
На страницы летописи древней монашеской обители эта новость ляжет как истинно благая, отрадная весть, возвещающая об украшении ещё одного дома Божия святыми крестами, именуемыми надглавными, поскольку венчают его величественные главы-купола.
И вот сегодня, 26 июля 2017 года, возводящийся храм украсился куполами и крестами.
«Тво́рче и Созда́телю вся́ческих, Бо́же, дела́ ру́к на́ших, ко сла́ве Твое́й начина́емая, Твои́м благослове́нием спе́шно испра́ви…»
(из тропаря молебного пения перед началом всякого дела)
Работы по установлению куполов и крестов на новый святогорский храм, согласно православной традиции начинания всякого дела, предварила молитва.
В 10:30 в сослужении святогорского духовенства, в присутствии рабочих, монастырской братии, участвовавшей в работе над изготовлением куполов и крестов, Святогорский митрополит Арсений возглавил молебен перед началом всякого доброго дела.
По его окончании Святогорский митрополит произнёс архипастырское слово, воодушевляя всех участников предстоящих трудов и всех присутствующих преуспевать в доброделании: «Часто в нашем мире люди по-разному живут и разные дела совершают. Одни творят дела неправды, дела недобрые, дела злобы, ненависти, неприязни, и соответственно, пожинают плоды своих дел своего греховного основания, которые потом на этом основании произрастают.
А мы будем стараться как верующие во Христа Бога нашего, Который заповедал нам творить добро и любовь к друг другу, любить Бога и ближнего своего, мы будем творить дела добра, милосердия, света, правды Божией. Стараться эту любовь, эту правду, это незлобие Христово посеять вокруг нас.
И дай, Боже, чтобы это малое дело — поднятие куполов, поднятие крестов на купола совершилось промыслом Божиим, благим Его благословением, помощью и предстательством Небесных Сил бесплотных, Божией Матери и святого праведного Иоанна Русского, чтобы нам это дело начать благополучно, завершить и порадоваться, что ещё одна капелька доброго дела соделана в очах Божиих. Потому что Господь смотрит не только на неправду, которая в этом мире живёт, но Господь смотрит и на стремление людей жить по правде Божией. И жизнь по правде этой благословляет и многими благами одаривает.
Поэтому дай, Боже, нам творить дела добрые, дела благие, а это, несомненно, дело благое и доброе, ради Бога и ради ближних творимое, и во славу Божию. Помоги вам, Господи. Всем Божие благословение, храни Господь и Царица Небесная».
Сразу после молебного пения и архиерейского благословения на предстоящие труды, рабочие приступили к установке. Первыми были подняты малые шатры, купола и кресты. Затем установлен на храм центральный шатёр, купол и крест. Полностью работы были завершены в начале девятого часа вечером того же дня. Святогорский владыка, по проекту которого возводился этот храм (равно как многие новые храмы Святогорья, а также лаврские скиты), как имеющий уже большой опыт в созидании домов Божиих, участвовал в процессе, часто общался с рабочими, давая советы.
Кресты, установленные на главах нового храма, были изготовлены из нержавеющей стали в кузне Святогорской обители. Вес основного креста для центрального купола нового храма почти трёхметровой высоты, весит он 90 кг. Два креста на купола поменьше — высотой чуть более 2 метров и весом по 63 кг.
Над изготовлением крестов трудились монахи-святогорцы иеродиакон Спиридон (Аверкин) и монах Лука (Изотов), а также трудники Святогорской обители Анатолий Удовика и Олег Нестеренко. Дальше крестами занимались золотильщики из г. Почаева — Олег Нек, Юрий Валигура, Андрей Присяжнюк.
Была проделана следующая работа: кресты покрыты эпоксидно-кислотным грунтом. Затем 2-х компонентной полиуретановой краской и акриловым 2-х компонентным лаком. Позолота сделана на лак мардан. Наружное золото 960 пробы.
Высота до вершины центрального купола храма — 18 м, сверху ставится шатёр высотой 14 м, главка и сам крест. Общая высота от основания храма до вершины креста составляет 40 м.
25 июля жестянщиками к барабанам куполов-луковиц были прикреплены подзоры1 из булатной стали, изготовленные в городе Днепре.
Стоит сказать несколько слов о самом храме.
Начало строительства нового храма было положено в 2014 году по благословению священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона.
20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, началась заливка фундамента будущей церкви. В течение следующих лет, несмотря на все трудности в связи с текущей ситуацией в стране, строительство понемногу велось не прекращаясь.
Днём его настоящего рождения именно как храма, нового дома Божия, надобно считать 19 февраля 2017 года — именно в этот день Святогорским наместником митрополитом Арсением в сослужении лаврского духовенства была совершена закладка нового двухэтажного храма, возводящегося у входа в обитель напротив гостиницы. Так храмовый комплекс Святогорской Лавры пополнился ещё одним домом Божиим.
Нижний храм строящегося здания посвятили чтимому в Святогорской обители образу Пресвятой Богородицы Дивногорской (или Сицилийской), верхний храм посвящён святому праведному Иоанну Русскому, исповеднику.
В этом же году, 9 июня, когда Святая Церковь праздновала День памяти праведного Иоанна Русского, Святогорский митрополит Арсений в сослужении лаврского духовенства и присутствии верующих в новом строящемся храме в честь чествуемого в этот день святого возглавил первый водосвятный молебен.
И вот, спустя полтора месяца 26 июля в обители совершается установка куполов и крестов этого нового храма.
Накануне, 25 июля, Святогорский митрополит Арсений совершил освящение крестов, изготовленных для храма святого праведного Иоанна Русского, исповедника.
Наши благочестивые и боголюбивые предки в старину говорили: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема!» Да будет и нам крест православный «оружием мира», «оружием спасения», «непобедимой победой» и «мечом духовным», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя».
Примечание:
Подзоры в церковной архитектуре
Что определяет внешний облик храма? Расположение и форма окон, крыш, куполов, колоколен и, конечно, элементы декоративного убранства — резные подзоры с ажурным орнаментом, располагающиеся под карнизами. Это деревянное или стальное «кружево», которое может быть как цельной художественной композицией, так и ленточным узором, десятилетиями сохраняет свои эстетические свойства. Создает ощущение праздничности и невесомости конструкций, смягчая их очертания и скрадывая тяжесть.
Традиции декоративного убранства
Резные подзоры с накладным или пропильным орнаментом пришли в церковную архитектуру с Севера. Именно там они были характерными элементами декора хозяйственных и жилых строений, украшая собой свесы кровель, крыльцо, наличники окон и фронтоны построек.
Носившие, как правило, культовый характер и играющие роль своеобразного оберега, подзоры не имели значимых утилитарных функций. Их сакральный смысл заключался в защите жилища от стихий, обеспечении плодородия и хорошего урожая, а изображения диктовались языческими представлениями о мире.
Подзоры в оформлении православных храмов
С приходом на Русь христианства культовый смысл подзоров утратился, остались только традиции художественного оформления, которые стали использоваться и в канонической храмовой архитектуре.
Изначально представлявшие собой плоскорельефные украшения, выполняемые техникой долбления, резьбы и сверления, впоследствии подзоры всё чаще изготавливаются при помощи выпиливания. При этом используемый орнамент, в котором отслеживаются зооморфный, растительный, геометрический и сердечковый мотивы, остаётся прежним.
Несмотря на разнообразие преобладающими были сложные геометрические узоры — зубчики, зигзаги, ромбы, кресты и кресты в круге, прямоугольники, полукруги и круги, что обусловлено используемым инструментом. Основными элементами менее распространённого растительного орнамента являлись цветы, замысловатые формы и изгибающиеся ветви.
Украшение культовых сооружений резными подзорами практиковалось вне зависимости от типа церкви и архитектурного стиля. Фигурно обработанные, они обрамляли кровли клетских храмов и шатровых сооружений. Пример тому — Спасская церковь села Лысково, срубленная в 1681 году, про которую сказано в старых документах «у четверика у розвалу подзоры ж, и под главою подзоры ж». Изящно вырезанные, подзоры находили своё место в наружном убранстве храмов, построенных в духе зрелого классицизма.
источник: http://iskon-hram.ru/news/podzory-v-tserkovnoy-arkhitekture/
Фото- и видеорепортаж пресс-службы Свято-Успенской Святогорской Лавры