Слово в неделю о слепом

“На суд пришел Я в мир сей,

                                            чтобы не видящие видели,

                                         а видящие стали слепы”.

                                                                         (Ин. 9,39)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелие за службой нам было представлено повествование об исцелении Господом слепорожденного человека. Подвигнутый чувством сострадания, сжалившись над человеком, слепым от рождения, Господь  своей всемогущей силой даровал ему зрение.

Однажды, увидев на улице человека, который от рождения был слеп, ученики спросили: “Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” Иисус отвечал: “Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии”.

Человек сей не знал и не подозревал, что мимо него проходит Божественный Чудотворец, могущий даровать ему зрение, а потому молчал, не просил, подобно другим, себе милости. Милосердный Господь, ведающий все сокровенное и тайное души человеческой, Сам подошел к несчастному слепцу и, помазавши очи его брением из плюновения, даровал ему зрение. Так этого человека Господь еще тогда предузнал и счел достойным, чтобы явить пример чудесной целительной силы.

Слепой юноша все-таки хотел видеть, хотя и не мог знать, что значит видеть. И это уже есть чудо. Так и всякий верующий, еще не видя Царствия Небесного, стремится войти в него. Мы не можем себе представить, как ужасно состояние слепых. Для них все закрыто вечным покрывалом темной и непроглядной ночи, так что они лишены всех тех радостей, какие доставляет человеку зрение. Ведь зрение ­– драгоценный дар Божий. Что может быть отраднее удовольствия созерцать красоты природы, особенно весной, когда все оживает, когда солнце светит так чудесно и греет так ласково, когда поля, и луга, и леса принимают праздничный вид, одеваясь живым, роскошным и разноцветным покровом. Всего этого величия был лишен несчастный слепец. Он не мог видеть ни солнца, ни звезд, ни луны, ни всей той земной красоты, чтобы в них созерцать премудрость Творца Своего. Но, возвратив ему зрение, Он избавил его от такого ужасного состояния. И важно то, что этот слепец прозрел не только телесными очами, но и духовными. Он уверовал в Иисуса Христа,как Сына Божия и Спасителя мира к посрамлению всех мудрых и разумных между иудеями. Но, возвратив ему зрение, Он избавил его от такого ужасного состояния не веровавших в Господа при том множестве чудес, которые ясно свидетельствовали о Божественном его всемогуществе.

Прозревший слепец поступает как вполне и духовно зрячий, понимающий, что от чего происходит в мире. Когда его спросили: “Как открылись у тебя глаза? ”– то ничего не было бы удивительного, если бы он сказал: от брения и воды. Но он сказал: “Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, и сказал мне: “Пойди в купель Силоам, и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел.  Он сказал на Исцелителя, хотя мог  указать и на вещество. И он твердо стоял на своем, когда его повели к фарисеям. Из дальнейшего евангельского повествования мы видим, как отнеслись фарисеи к этому величайшему чуду Божию. Злоба и гордость настолько ослепила их сердечные очи, что они по упорству своему не только не захотели признать истину и уверовать в совершенное чудо, но и еще более возненавидели Иисуса Христа, клевеща на Него, будто Он творит чудеса силою бесовской. И как его ни пытались сбить, доказывая, что Иисус не от Бога, и вообще неизвестно откуда, истинно прозревший не поддавался ни на хитрости, ни на угрозы и твердо стоял на своем: “Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего”.

Зная о чудесах Иисуса Христа, подаваемых Им народу, слыша Его премудрое, спасительное наставление, видя его жизнь – праведную, святую, фарисеи приписывали тем не менее чудеса силе бесовской, извращали смысл Его слов, называя бесноватым, льстецом и обманщиком. Осудили Сына Божия на казнь, предали позорной смерти.

Каждый слепотствующий думой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада. Когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной петине, доказываемой явными чудесами, это и есть хула на Духа Святаго. Грех затмевает очи души нашей – ум, совесть, сердце – и ослепляет их до такой степени, что человек, видя, не видит, слыша, не слышит и не разумеет. Сколько вокруг нас слепых – не физической слепотой, а слепотой более страшной: слепотой к смыслу жизни, слепотой к любви, к состраданию, слепотой ко всему, что могло бы превратить жизнь в поле брани и в побуду духа. Однако же, были и теперь есть люди, которые ни во что не верят, но создают свой мнимый, ложный мир и ничего более не хотят знать. Человек обращается в бесчувственного истукана, без милости и сострадания к ближнему, без любви к родным.

Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие. И в этом примере следует подражать Спасителю: во всякий праздник мы должны творить добрые дела. Стать такими христианами, какими мы должны быть, какими мы призваны быть: христианами, в которых люди могли бы узнать Самого Христа. Да сохранит нас Господь от телесной слепоты, а так же – от слепоты духовной. А для это будем избегать пороков: гордости и самолюбия, злобы и зависти, уныния и всего иного, Господу противного, чтобы, просвещаясь светом Божественной истины, достигнуть нам нескончаемой вечной жизни. Аминь.

 

05.06.16                                                                 Протоиерей Василий Стасюк

 

Комментирование запрещено