Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В дни Великого поста Святая Церковь совершает чтение Великого покаянного канона, составителем которого является «Преизряднейший таинник покаяния» – святитель Андрей Критский. Родился он во второй половине VII века в городе Дамаск. Известно, что до семи лет ребенок был нем, и заговорил только после причащения Святых Таин. В пятнадцатилетнем возрасте он принял  монашество в Иерусалимской обители Саввы Освященного. Затем прибыв и оставшись в Константинополе, был посвящен в сан диакона в церкви Святой Софии, где исполнял должность надзирателя за сиротским домом и богадельней при храме. Около 712 года был рукоположен в сан епископа и назначен на кафедру города Гортина (остров Крит) с титулом архиепископа Критского. На кафедре он занимался строительством церквей, устройством приютов и богаделен. По его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Скончался Святитель около 740 года, возвращаясь на о.Крит из Константинополя.
Святитель Андрей Критский является автором ирмосов, самогласных тропарей, самогласных стихир, канонов на двунадесятые празники и великопостные богослужения, используемые и сейчас – на Лазареву субботу, на неделе жен мироносиц, преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Также он является автором трипеснцев Страстной седмицы включая Великий Пяток. Но самым известным его произведением является Великий Канон. Самая ранняя рукопись, в которой встречается Великий Канон – Студийская Триодь – второй половины IX века. Начинается он словами: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало Христе нынешнему рыданию?»

 

Великий пост является временем особого созерцания своей души, подробного анализа  мыслей и поступков. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного уврачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Это возможность приблизиться к нашему естественному образу жизни христианина, через покаяние. Об этом нам говорит Святитель Игнатий Брянчанинов: «…долженствовала бы вся жизнь наша состоять из непрестанного внимания, из непрестанного покаяния, если б жизнь наша соответствовала имени нашему.» Пост освобождает душу от греховной черствости, она становится мягче и восприимчивой для покаяния, осознания своих грехов и желания избавиться от них, как от болезни.

 

«В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая церковь предлагает нам Великий покаянный канон св.Андрея Критского.»(прот. Александр Шмеман). Помогая увидеть нам грех, который повреждает нашу природу, уводя нас от жизни вечной, взамен давая нам тлен. «Удовольствиями страстей я омрачил красоту души и весь ум всесовершенно в прах превратил». Перед нами проходит история всего человечества, его грехопадения и покаяния, предлагая нам воспринять эти события Священного Писания Ветхого и Нового Завета, как трагедию личной жизни. «Увы несчастная душа! Зачем ты уподобилась первой (жене) Еве?…, прикоснулась к древу необдуманно вкусила безрассудной снеди.», «…Слезы блудницы и я проливаю: смилуйся надо мною, Спаситель, по Твоему благоснисхождению.»

 

По словам прот. Александра Шмемана «история первого грехопадения – это моя личная история». Как и личная история в каноне описывается вочеловечение Христа и Его искупительная жертва, чтобы каждого из нас обожить и восстановить поврежденную грехом нашу природу, через покаяние. «Ты для меня, Спаситель, принял мой образ, пребывая Богом…», «Христос сделался человеком, призвал к покаянию блудниц и разбойников. Покайся, душа! Уже отверзлась дверь Царствия…» Указывая нам один путь к «открытым дверям Царствия», другой – к осуждению и погибели «Мытарь спасся, и блудница сделалась целомудренною, а выхваляющийся фарисей подвергся осуждению; ибо «будь милостив», – (взывал) первый, «помилуй меня», – вторая, а последний кичился, возглашая: «Боже, благодарю Тебя.» и последующие (за сим) речи безумия». Первое покаяние нелицемерное, которое приводит нас к Богу,  второе покаяние фарисея, которое рождает в душе лицемерие и тщеславие «…они лишают человека всякой награды небесной, – говорит Игнатий Брянчанинов – в единственную награду предоставляя ему избранную им вожделенную ему суетную похвалу человеческую».

Кроме событий Священного Писания свт.Андрей предлагает нам образ Марии Египетской «Утопая в бездне зол, ты, Мария простерла свои руки к милосердому Богу, и Он, всячески ища твоего обращения, человеколюбно подал тебе, как Петру, божественную руку.» В ней раскрылись и слабости человеческой природы, и сила истинного покаяния, и Всемогущество Бога «То, что не возможно человеку, возможно Богу.» (Мф. 19.26)

Великий покаянный канон дает возможность пережить нам историю человечества в контексте отношения человека с Богом, осознать всю тяжесть нашего греховного падения, нашей немощи. Указывая путь покаяния через видение своих грехов, дает возможность соединиться с Богом «…ибо сила Моя совершается в немощи.» (2 Кор.12.9). Через видение своей немощи и греховности мы объективно можем оценивать наше состояние. Мы уже не находим нашего человеческого величия и надеясь на Его безграничное милосердие,  взываем к Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Аминь.

 

18.03.2016 г.                                                                 Протод. Сергий Радченко.

Комментирование запрещено