Слово в прощёное воскресенье

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня настал тот день, когда каждый из нас готовится переступить порог, дабы отправиться в далекое и трудное путешествие. Путешествие, которое призвано привести нас в Иерусалим на гору Голгофу и сделать свидетелями Искупительной жертвы Спасителя и Его славного Воскресения.

Отправление в дорогу всегда требует определенной подготовки и сборов, и Святая Церковь последние недели всецело помогала нам в этом. Сегодня же мы голосом Евангельского Благовестия  получаем от Нее последние наставления и призывы, указания на важные и непременные условия, которые требуются от каждого христианина, чтобы грядущий путь поста был для нас спасительным и успешным.

Отправляясь в далекий путь, у людей принято «прощаться», говорить друг другу «прощай». И сегодня Церковь особенно акцентирует наше внимание на этом. Ведь в грядущие дни Великого поста, который есть наша десятина (десятая часть года), мы обязаны принести Богу очистительный дар: молитву, пост и покаяние, а слово Божие говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24). Об этом же свидетельствует и преп. Исаак Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».

Итак, всепрощение и примирение являются важнейшими условиями того, чтобы наши подвиги, духовные дары нашего сердца были приняты. Почему это так? Сам Спаситель в сегодняшнем евангельском чтении озвучивает духовный закон, который объясняет это: «Если вы будете прощать людям согрешения их; то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15).

Одновременно и страшны, и утешительны эти слова, в них божественные и суд, и милость, и правда, и любовь! И действительно, разве только окончательно потерявший веру не устрашится и не вострепещет от мысли, что его грехи и беззакония не будут прощены, что суд Божий, вечный и неизменный, осудит на вечные мучения. И Отец Небесный, дабы умирить смущенную совесть грешников и подарить отчаянным надежду, объявляет, что все наши грехи и беззакония, какими бы тяжкими они ни были, будут прощены Им, если только мы со своей стороны простим ближним прегрешения, проступки и обиды. «Человек, простивший ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас» — святитель Иоанн Златоуст. Что может быть легче и удобнее для человека, чтобы получить отпущение грехов и унаследовать Царство Божие?

Когда-то древний Израиль сорок лет скитался по пустыни, дабы войти в Землю Обетованную. Это был путь из рабства к свободе. Причем такой срок понадобился, чтобы полностью обновилось поколение богоизбранного народа – ни один еврей (даже великий Моисей), имеющий опыт рабства, в Ханаан не вошел.  Так ныне и мы в сорокадневный период Великого поста призываемся освободиться от рабства — этому миру, своей плоти, своему себялюбию, дабы полностью обновиться покаянием и освятиться молитвой ради вхождения в Царство Божие.

И как тогда люди собирались в путь вместе, так и мы ныне собираемся воедино. Чтобы осознать, что только объединенные друг с другом любовью, жалостью, состраданием и милосердием мы сможем успешно совершить течение Святой Четыредесятницы. И сегодня все вместе мы становимся перед образами Спасителя и Богородицы, дабы испросить Их прощения и Их напутственного благословения. А также испросить прощения друг у друга, за оскорбления и осуждения, за злобы и горечи, за горькие слова, мысли и поступки. Но более всего, чтобы найти сегодня в себе силы простить другого, искренне и не лицемерно, не механически повторив: «Бог простит, и я прощаю», а живо, умно, и прочувствовано. Ведь только истинное прощение есть проявление истинного покаяния. Простить – не значит просто стереть из памяти или изменить свое мнение о ситуации. Прощая, человек меняется сам, исцеляет в себе то же самое, что прощает в других.

Итак, вступим в путь «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению» (Литургия Преждеосвященных Даров), «и ненавидящим нас простим вся воскресением» (стихира Пасхи)! Аминь.

 

13.03.16                                                                                                            прот. Николай Сухобрус

Комментирование запрещено