Слово в неделю о Закхее.

Слово в неделю о Закхее

 

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Лк.19,10.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение — о Закхее.

Не лишним будет отметить, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста.

На прошлой неделе мы слышали повествование о слепом Вартимее. Этим рассказом Церковь напоминала нам о том, что мы все слепы: не физической слепотой, а духовной; и напоминает нам, что изжить эту духовную слепоту мы можем, только если обратимся к Единственному, Который имеет власть нас исцелить, Который является светом во тьме, Который является жизнью:

«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Если мы над этим задумались, то мы теперь начинаем, может быть, прозревать нечто в себе: хотя бы нашу греховность, хотя бы нашу несостоятельность, хотя бы то, что у нас есть голод, но что побеждается этот голод ‒ страхом. И сегодня, в рассказе о Закхее, мы видим, в чем заключается этот страх.

Большинство иудеев на сборщиков налогов, мытарей, смотрело с ненавистью, как на предателей народа, прислуживавших римским завоевателям, хищных и бесчестных. Само ходовое иудейское словосочетание «мытари и грешники» показывает, что занятие мытаря считалось не только недостойным, но позорнейшим. В этом общем мнении была доля правды: почти все мытари, занимаясь сбором денег, делались корыстолюбивыми, стремились к личной наживе и брали с людей лихву. Недаром святой Иоанн Предтеча говорил приходившим к нему креститься мытарям: «ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3, 13).

Поступок Закхея, несмотря на его безнравственное, по общепринятому мнению, состояние, несмотря на то, что он считался отверженным израильским обществом, свидетельствует о вере и любви к Богу. Именно тогда Закхей узнал, что такой Человек, как Иисус, великий Праведник, великий Чудотворец, великий Целитель будет идти через Иерихон, пожелал Его видеть, но из-за его маленького роста это было трудно осуществить. И этот человек, который, с одной стороны, был так презираем, а с другой – занимал высокую должность, не постыдился того, что над ним посмеются. И вдруг Праведник, почитаемый всем народом, обращается к мытарю, назвав его по имени:

«Иисус, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все видя то, начали роптать и говорить, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став, сказал Господу: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Иисус сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он ‒ сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1-10)

«Не здравии требуют врача, но болящии» (Мф 9,12). Этот мытарь был болен смертной болезнью, но выздоровел. Маленький человек совершил великий подвиг, ради любви к Высшему отбросил свое самолюбие, отрекся от тщеславия, растоптал гордыню. Какая цель у нас: одобрения людей или встречи с Богом? Боимся того, чтобы не стать посмешищем, чтобы никто не отвернулся от нас из-за того, что мы выбрали Бога, – или ищем мы Бога всей душой?

Святой Иоанн Лествичник говорит нам, что тщеславие, то есть искание одобрения человеческого при безразличии к суду Божию, является ненавистью к Богу и трусостью перед людьми. Конечно, не люди над нами смеются в обществе, в котором мы живем, не они нам страшны, нам страшно столько в нас самих! Доблестный Закхей на глазах у враждебной толпы не побоялся унизиться, и Господь возвысил его. Люди нас простят за то, что мы ищем Бога – лишь бы мы не были им вызовом. Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом и оскорблением? Готовы ли мы отвергнуть помышления, чувства, желания, страхи, которые действуют в нас? Мы же призваны относиться к окружающим с христианской любовью и возвещать Божественную Истину. Тщеславие мы должны отринуть как отвержение Божьего суда, как отрицание права нашей собственной совести с нами говорить именем Божиим.

Стараясь увидеть Спасителя телесным зрением, Закхей залез на ветви смоковницы. Мы призваны узреть Господа духовным зрением, но нельзя и подумать о том, чтобы самостоятельно, в одиночку подняться до созерцания Всевышнего. Для того, чтобы душа человеческая могла достигнуть высот Богопознания, Господь наш Иисус Христос основал Святую Церковь Свою, называемую «Небом на земле». Вот священное древо, возносящее нас над грудой мирских соблазнов, суетных забот и лживых учений, позволяющее нам узреть Господа. Великие дары духа хранит Матерь-Церковь для того, чтобы возвысить детей Своих, просвещая разум человеческий Священным Писанием, Священным Преданием, творениями святоотеческими, сердце чистой молитвой, душу Богоустановленными Таинствами. Аминь.

14.02.2016 г.

Прот. Алексий Быстров

Комментирование запрещено