Слово в неделю о Страшном суде

«Истинно говорю вам!
так как вы сделали это
одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне».
(Мф. 25, 40)

Святая Православная Церковь, в преддверии Великого Поста, обращает внимание верующего человека на самые главные дела духовной жизни, которые необходимо совершить в это благодатное время.
Так мы с вами, дорогие братья и сестры, в воскресные, подготовительные дни слышим Евангельские чтения, которые напоминают нам, как мы должны искать Бога и общения с Ним. Подробно об этом гласит Евангелие о Закхее – человеке, который нашел в себе силы и мужество подняться над толпой и встретить Христа Спасителя в своем доме. Через это повествование Церковь указывает, что христианин должен жаждать встречи с Богом.
Следующая притча о мытаре и фарисее обращает наше внимание на общение с Творцом через молитву. Из этой духовно-глубокой притчи мы узнаем с каким сердечным расположением и настроением ума человек должен совершать молитву.
Евангельское зачало от апостола и евангелиста Матфея в четвертую подготовительную неделю говорит нам о делании православного человека на земле.
Этот воскресный день можно назвать уникальным в церковном календаре, поскольку это единственный день, когда мы вспоминаем и празднуем не какое-нибудь событие прошлого, но событие, которому еще предстоит произойти. Обычно мы вспоминаем и празднуем события, связанные с жизнью Спасителя, с жизнью Божией Матери, с подвигом святых, какие-то чудеса, совершенный от икон Пресвятой Богородицы, что-то состоявшееся в прошлом. А сегодня наше внимание обращено в будущее – к Страшному Суду.
Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда. Христос говорит эту притчу в простоте, приводит аналогию отношений пастыря с овцами и козлищами, чтобы наш человеческий ум смог уяснить всю глубину Божественной истины. Как пастырь отделяет одних от других, так и Господь отделит праведных от грешных. Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, какую пищу вкушали, или в каких условиях проводили нашу жизнь, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к ближним. Однако, в этой предельной простоте открывается тайна двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему своему.
Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». «Истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Тайна Страшного Суда – тайна общего воскресения каждого из мертвых. Ни один человек не избежит этого. Мученики приобрели Царство своей кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания. А мы, живя среди мира, можем достичь славы Господа самой простой человеческой помощью – накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного – это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь. Сегодня Церковь не требует от нас каких-то сверхподвигов, которые могли совершать избранные Богом люди. Через самое обыденное гостеприимство Господь хочет приобщить нас Своему непостижимому дару- дару любви. И, когда мы отвергаем эту возможность, мы отвергаем не только тех людей, которых Он нам посылает, — мы отвергаем Его любовь, Его Крест, Его Воскресение. Потому в словах осуждения грешным не говорится о нераскаянных страшных грехах неверия, блуда, воровства, убийства, а перечисляется все то же самое, что сделали праведники, с добавлением одного слова «не» — не потому, что те грехи не означают осуждения, а потому, что Последний Суд определяет грехи неделания как не менее гибельные. Мы слышим о грехе неделания и во всех евангельских притчах о суде. Неразумные девы не позаботились о елее, священник и левит прошли мимо путника, неверный раб, зарывший в землю талант – все отвергнуты за ничегонеделание. Отсутствие нормальной реакции на зло, страдание и боль вызывает большее беспокойство, чем даже действие зла, потому что оно показывает состояние слабости организма, который пассивно, не сопротивляясь, переносит дьявольское нашествие.
Еще очень важно следует уяснить человеку совершающему дела любви и милосердия, что это делается не для галочки, отчета или своей славы, а ради Христа. Добрые дела – это не наши дела, так действует через нас Господь. Очень неразумно становиться человеку препятствием между Богом и нуждающимися в помощи.
Напоминает Господь через эту притчу о нашем нерадении и лености в трудах духовных. Приведу пример из жития святых, который является назидательным в наши дни.
«Один старец проходил с учениками мимо ристалища, это вроде как у нас стадион, где шли состязания. Ученики говорят старцу:
— Беса тешат, сыны тьмы.
А старец, стараясь тех не осудить, говорит:
— Смотрите, а сколько усердия прилагают они для того, чтобы им похлопали или какой-нибудь венок лавровый на голову положили. А мы ради Царствия Небесного такого усердия не проявляем».
Теперь нам открыл Господь, чем христианин должен заниматься, готовясь к вечности: приобретать любовь Божественную через жертвенность в отношении ближнего. А время Великого Поста – это уставные богослужения, соборная и личная молитва, ограничение в пищи и питии, участие в таинствах Церкви дают возможность стяжать этот величайший дар. Мы должны осознавать, что все это всего лишь средства к достижению цели, без них невозможно приблизиться к Божественной любви.
Посмотрим сегодня вокруг и увидим, сколько людей ожидает от нас помощи, заботы, сочувствия, участия. И будем просить у Бога на это сил, терпения и мудрости, чтобы в конечном итоге быть поставленным одесную Творца. Аминь.

03.03.2016г.                                                                                                                                                                      Протоиерей Георгий Данильчук

Комментирование запрещено