Слово в неделю о самаряныне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сёстры. В сегодняшний воскресный день за Божественной Литургией мы слышали о встрече и беседе Господа Иисуса Христа у колодца Иаковля с женщиной самарянкой. Как повествует  нам Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов однажды в начале Своего общественного служения Господь проходил из Галилеи в Иерусалим через самарянские селения, а не как обычно возле реки Иордан. Самаряне — это особый народ, живший в Святой Земле. Полукровки для иудеев по происхождению и еретики по вере.

В жаркий полдень Господь остановился у колодца в тени, а апостолы пошли в ближайшее селение купить пищу. Этот колодец выкопал ещё патриарх еврейского народа Иаков. На ближайшей горе виднелись руины самарянского храма разрушенного иудеями. Вскоре к колодцу подошла женщина самарянка, и Господь обратился к ней прося дать ему воды, чем удивил её, ведь иудеи с самарянами не общаются. И тогда Господь Иисус Христос говорит женщине, что если бы она знала, кто с ней говорит, то сама бы просила у Него воды. Потому что эта вода живая, и выпив ее, не возжаждешь вовек. Женщина сначала сомневается, где Господь может взять такой воды, но когда Христос открывает ей тайну её жизни, о которой никто не знал, что у неё было пять мужей, а который сейчас и не муж ей. После этих слов самарянка уже исповедует Христа пророком и сразу задаёт ему вопрос о вере, где можно и нужно покланяться Богу здесь у развалин самарянского храма или в Иерусалиме. Не о себе она спрашивает, не о своём будущем, а о Божественном. И отвечает ей Господь: “Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине” (Иоан. гл.4 ст. 22-23.).

Эти слова Спасителя любят использовать сектанты и маловерные, говоря, что не нужны храмы, что хватит помолиться и дома. Но ведь Господь указывает, что истинный храм в Иерусалиме, а не здесь и сам ходил в святой град по несколько раз в год. А после Воскресения Господа Иисуса Христа Храмы начнут воздвигать по лицу всей земли святые апостолы. Далее Господь говорит важнейшие слова: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоан. Гл.4 ст. 24). Этим господь указывает на Сущность Бога и Божество Святого Духа и, не отрицая внешнего поклонения и обрядов, говорит о важности и внутреннего поклонения Богу.

В этот момент беседы возвращаются святые апостолы и, хотя они удивлены, что Господь разговаривает  с самарянкой, но ничего не говорят Христу против этого. Господь же отрывает женщине, что Он есть обетованный Мессия, и она покланяется Христу и спешит позвать к Нему жителей своего города, не скрывая своей тайны. Апостолы, оставшись на едине со Христом, предлагают ему пищу, но Господь отказывается, говоря, что Его пища проповедь Евангелия. Видите, сколько людей ведет женщина из города ко Мне – это жатва душ человеческих. И вы апостолы будете собирать урожай, где не вы  сеяли,  а Я.

По просьбе жителей Христос остаётся ещё на два для проповеди среди самарян. И женщине люди говорят, потом, что не твоим словам только  веруем, а сами от Него слышали и веруем в Него, как в Мессию.

Вот такое чудесное событие описывает нам Святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов, единственный из евангелистов, сообщающий об этом. И мы видим, что Господь ради спасения души не гнушается общаться с иноверкой, инородкой, имевшей более пяти мужей, женщиной. Открывая ей её тайну, Христос обращает её к вере в Себя как в Мессию. И самарянка поверив, приводит ко Христу множество своих сограждан и они тоже спасаются. Церковь сообщает нам в Священном Предании, что самарянка стала впоследствии ревностной проповедницей Святого Евангелия и мученицей, за Христа сброшенной в колодец, с именем Фотина (Светлана).

Апостолы, увидев беседу Господа с самарянкой, хотя и были воспитаны во вражде к самарянам, понимают, что раз Христос общается с ней  так надо для спасения. Ведь Он их учитель, а они всего лишь Его ученики. И вражда между иудеями и самарянами в христианских общинах проходит, ведь для Господа нет различия наций – все едины во Христе Иисусе Господе Нашем. Как это важно помнить и осознавать в наше время, когда вражда захлестнула единокровные братские народы и война пришла в наш дом. Поэтому Святая наша Православная Церковь за каждой службой совершает моления о мире в нашей Богоспасаемой земле.

Господи Иисусе Христе Боже наш примири и соедини в мире и единомыслии всех нас. Аминь!

Христос Воскресе!

 

29.05.2016.г.                                                                                прот. Евгений Савельев

Комментирование запрещено