Слово в 1 неделю Великого поста

» …Изобразительность  неразлучна  с  евангельским

повествованием,  и,  наоборот,  евангельское

повествование с изобразительностью».

                                                                                                                                              Деяния  VII  Вселенского  Собора. (Деяние 6-е)

 

Во  имя  Отца  и  Сына  и  Свято  Духа !

Дорогие  во  Христе  братья  и  сестры !

Из  маленького  семени  порой  вырастает  могучее  дерево,  все  глубже  врастающее  корнями  в почву  и  все  выще  простирающее  к  небесам  свои  ветви.  Вокруг  беснуется  непогода,  неистовствуют  бури  —  но  лишь  слабые  листья  срывает,  да  некрепкие  ветки  обламывает  злобная  стихия,  а само  дерево  стоит  непоколебимо.  Вот  так  же  из  малого  семени —  из  горстки  людей,  собравшихся  некогда  в  Сионской  горнице  для  восприятия  даров  Святого  Духа,  выросло  величественное  дерево  Церкви  Христовой,  покрывающее  своею  тенью   всю  вселенную,  корнями  уходящее  в  глубины  веков,  а  вершиною  достигающее  Небесного  Царствия.

Каких  только  бурь  и  напастей  не  выдержала  Святая  Церковь !    Козни  богоубийц-иудеев,  карательную  мощь  Римской  империи,  злоухищрения  еретиков,  безумие  расколов,  яд  безбожия,  большевистский  террор  —  все  ополчение  адово  обрушивалось  и  продолжает  обрушиваться  на  Невесту  Христову.  И  что  же ?  Насилием  и  ложью  адское  воинство  отторгает  слабых,  порабощает  маловерных,  соблазняет  гордых,  а  Церковь  живет  и  возрастает,  и  все  бедствия  служат Ей  лишь  к большему  торжеству.

Вот  и  сегодня,  в  первое  воскресение  Великого  поста  мы,  празднуем  день  Торжества  Православия. Этот  праздник  неразрывно  связан  с  иконопочитанием,  которое  было  окончательно  утверждено  в  девятом  веке,  когда    закончилась     великая  эпоха  Вселенских  со-  боров,  раскрывших во  всей  полноте   все  стороны  Православного  вероучения .

Так, учение  о  почитании  икон,  основанное  на  Святом  Писании  и  утвержденное  обычаем

первых  христиан,  до  VIII в.  оставалось  неприкосновенным.  Но  иконоборческая  ересь,  появившаяся в это время  в  самой   Греции  и  поддерживаемая  императорской  властью  (Лев   Исаврянин),   распространилась  по  многим  странам.    Церковь  Божия  подверглась  гонению,   большему  чем  от язычников.   Иконоборцы  обвиняли   правоверных  христиан  в  идолопоклонничестве.  Более 100  лет  лились  слезы  и  невинная  кровь  истинно православных,  которые  боролись  за  право    изображать  на  иконах  Господа  нашего  Иисуса  Христа,  Божию   Матерь  и  святых,  а  также молиться  Им  перед  иконами.  Этих  православных  заключали  в  темницы,  подвергали  мучениям  и  казням.   Честные  иконы  и  мощи  святых   сжигались.

Были,  конечно,  случаи  проявления  народного  непросвещенного  суеверного  благочестия. Так,   например,   чересчур   экзальтированные   священники   и   миряне   соскабливали   краску    с    икон   и    подмешивали ее    в   Святое    Причастие,    полагая,    что     причащаются  тому,    кто    был    изображен   на    иконе.     Иногда    верующие    относились     к  иконам, как  к  живым,  брали  их  в  поручители  при крещении,  при пострижении  в  монашество,  ответчиками  свидетелями  в  суде,  и т.п.  Это  было  следствием  того,  что античное  язычество  еще  неполностью  исчезло,  но  переродилось  в  грубую  материализацию  священных  изображений . Но  это  явление  не  было  массовым   и  всенародным.                  Разве  Ковчег  Завета  не  был  внешне  вещественен, не  был  сделан  человеческими  руками  из дерева, металла, ткани ?  Однако  недостойно  прикасавшихся  к  этой  святыне  Господь  карал  смертью. Во  Святая  Святых  Иерусалимского  храма  находились  рукотворные  изображения  Херувимов — кто  бы  дерзнул  назвать  их  идолами ?

Сын  Божий  сошел  на  землю, облекшись в  вещество, в  человеческую  плоть. Спаситель  дозволил смертным  видеть  и  слышать  Себя, осязать  Свои  раны, Богочеловек  явил  миру  Свой  Лик  не  для  того, чтобы  христиане  забыли  Пречистый  Его  Образ.

Дважды  дарил  Иисус  Христос  людям  нерукотворные  Свои  изображения  —  властителю

Авгарю  за  благочестивое  рвение   и  святой  Веронике  по  пути  на  Голгофу. В  новейшее  время миру  явлен  еще  один  нерукотворный  Образ  Спасителя,  чудесно  запечатлевшийся  на  Туринской Плащанице.  Даже  ученые-материалисты,  придирчиво  исследовавшие  Плащаницу  были  вынуждены признать  подлинность  и  «необъяснимость»  этой  величайшей  святыни,  некогда  обвивавшей  Тело Господа  после  Распятия.  Образ  на  Плащанице   можно  смело  назвать  «фотографией»  Иисуса Христа.  И  здесь  видится  еще  одно  чудо:   этот  Пресвятой  Образ  в  точности  подобен  изображениям  Спасителя  на  большинстве  православных  икон.

Сравнивать  священные  изображения  с  идолами,  есть  богохульство.  Не   «доскам  и краскам»   поклоняются   православные   христиане  перед   святыми  иконами,   но  через созерцание  образов   устремляются  духом  к  Небесным   первообразам.  Более  того:  как  на  Ковчеге  Завета  почивала  сила  Божия,  так  же   и  на  священных  предметах,   чтимых   Церковью,  почивает дух  Господень  и  святых  Его,  от  них  струится  неиссякаемый  поток  чудотворений.

После  VII  Вселенского  собора  (787г.),  закрепившего  почитание  икон,  наступило  ослабленигонения,  но  только  в середине  IX  в.  были  освобождены  из  темниц  и заточения  иконопочитатели и  возвращены  на прежние должности,  а  иконоборцам  предложено  было  или  оставить  свое  заблуждение,  или  прекратить  церковное  служение.  Христолюбивая  царица  Феодора  объявила: «Кто  не чествует  изображение  Господа  нашего, Пресвятой  Его  Матери  и  всех  святых,  да  будет проклят !».

Константинопольский  Патриарх  Мефодий  установил   особое  праздничное  бого-служение, на  котором  Православие  было  торжественно  восстановлено  на  службе  в  Софийском  соборе  в  Константинополе  в  первое  воскресение  Великого  поста.  Это  было  в  843  году   19 февраля. Так  появилось  празднование  и  особый  чин,  называемый  Торжество  Православия, который с  течением времени  неоднократно  изменялся  до  принятия  современного  вида.

Будем  же   хранить  благоговейное  отношение  друг  ко  другу,   потому  что  мы  —  явление,

образ,  икона;  будем   благоговейно   хранить  нашу  веру   в  догмат  о  почитании  святых  икон,

который  выражает  безусловную  веру,  что  Бог   стал   Человеком.  И  будем  ликовать  о  том,  что из   поколения  в  поколение   Бог   побеждает  в  нашей  немощи,  побеждает  и  покоряет  нас  Себе ,и  будем  отдаваться   Богу,   чтобы  эта  победа  была   совершенна,   чтобы  Он  победил   до  конца не  только  в  прошлые  века  ,  но   ныне,  в  нас,  и   чтобы   сияние  Его  славы   было   явлено   миру,  который  лежит  в  скорби  и  искании.  Аминь.

 

20.03.16                                                            прот.  Роман  Гапонов

 

Комментирование запрещено