Слово о Тайной Вечере

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Тайна. Таинственный. Таинство.Что общего в этих словах? То, что непостижимо человеческому уму,что не способен объяснить, разгадать даже гений. Но то, что не подвластно рациональному уму, легко и свободно открывается простоте веры.

Ради укрепления нашей веры святыми отцами церкви установлен богослужебный чин Великого Четверга с воспоминанием о Тайной вечере.Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу – Тайную вечерю. Она была тайной, чтобы враги не узнали о ней преждевременно, не пленили Спасителя и не помешали установить на ней Таинство Евхаристии, то есть благодарения Богу. Пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть Таинство Таинств, тайна тайн, впервые осуществившиеся в Сионской горнице.

Омовение ног апостолам перед Тайной вечерей послужило прообразом Таинства Исповеди. В древности на трапезах господа возлежали, а слуги омывали им руки и ноги. Здесь же, на Пасхальной вечере, Хозяин трапезы омыл ноги Своим «слугам», являя пример бесконечного смирения и любви для Своих учеников.Закончив омовение ног, Господь, как пишут евангелисты, «возмутился духом». Готовясь совершить великое Таинство, Он скорбел о том, что в эти архиважные минуты среди них находится предатель. «Истинно говорю вам,что один из вас предаст Меня» — произнес Спаситель (Мф. 26;21). По обычаям того времени, хозяин дома, в знак особого почтения к гостям,раздавал им куски пищи. Подавая хлеб Иуде, Христос хотел пробудить в нем чувство раскаяния, но произошло обратное.

После вкушения ветхозаветной пасхи по закону Моисееву, Господь установил Пасху новую. Взяв хлеб и возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря:«Примите, ядите: сие есть тело Мое» (Мф. 26;26). Потом Он взял чашу свином, также благословил и подал им, говоря: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26;27 – 28). Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание».

В эту священную ночь, омраченную предательством Иуды, спорами о первенстве апостолов, немощью, страхом, изменой самых близких людей, равнодушием толпы, несправедливостью судей, Господь испил самую горькую чашу для того, чтобы искупить нас и очистить. И как важно нам, приступая к Священной Трапезе, не стать предателем по своей немощи, маловерию. Как страшно на свой недоуменный вопрос «Не я ли, Господи?», услышать в ответ тишину, ибо Господь читает в нашей душе, сколько раз мы оскорбляли и распинали Его. На тайной вечере 11 апостолов приобщились Святых Даров в жизнь Вечную, а Иуда – предатель причастился в вечную погибель. Поэтому подходить к Святой Чаше должно с благоговением. Не лживого утверждения раба ленивого и лукавого, что мол, я недостоин (в мире нет ни одного человека достойного вкушать Пречистое тело), а со смирением раба Божия, понимающего, что Дары ниспосылаются по Благодати Божией, не за заслуги, а даром.

Литургия – это та же самая Тайная вечеря. И принимать участие в ней есть долг и великая честь для каждого истинного христианина, ибо в этом Таинстве человек соединяется со Христом.

28.04.2016                                                                  протоиерей Сергий Мититюк.

Комментирование запрещено