Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, апостол Андрей Первозванный, шедший с проповедью слова Божия в восточные страны, поднялся вверх по Днепру, остано­вился на крутых берегах и благословил будущий христианский город Киев. Распространению христиан­ства на Руси способствовало ее соседство с могучей православной державой – Византийской империей. Громадное значение для христианского просвещения Руси имела деятельность равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла Крещение равноапостольная великая княгиня Ольга. Все это подготовило Крещение святого князя Владимира, вслед за которым в 988 году последовало величайшее событие в истории русского народа – Крещение Руси.
 
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинополь­ского Патриархата, и возглавлявший ее Митрополит избирался главным образом из греков. Впервые на Первосвятительский престол был поставлен русский иерарх в 1051 году – это был Митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени.
 
С Х века на Руси строятся величественные храмы, с XI века начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский (+ 1073) принес на Русь традиции афонского монашества, основав про­славленный Киево-Печерский монастырь, из которого вышло множество замечательных подвижников благо­честия. Монастыри становились центрами религиозной жизни, а также средоточием культуры и образования. Здесь, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.
 
В XII веке Русская Церковь оставалась единствен­ной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. И монголо-татарское нашествие, это величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, не сломило Русскую Церковь. Она сохранилась как реальная духовная сила и была утешительницей народа в его трудном испытании. Духовно, нравственно и материально она способствовала воссозданию полити­ческого единства Руси.
 
Когда в XIV веке началось объединение разрознен­ных русских княжеств вокруг Москвы, Русская Церковь всемерно содействовала этому. Выдающиеся всероссий­ские святители были духовными руководителями и по­мощниками московских князей. Святой Митрополит Алексий (+ 1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского (+ 1389). Он, как позднее и святой Митрополит Иона (+ 1471), силой своего авторитета помогал московскому князю в прекращении смут и со­хранении государственного единства. Великий подвижник Церкви Русской Преподобный Сергий Радонежский благословил святого Димитрия Донского на величайший ратный подвиг – Куликовскую битву, победа в которой стала началом освобождения Руси от поработителей.
 
В тяжелые годы монголо-татарского ига и западных влияний сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содей­ствовали монастыри. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание Преподоб­ным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.). По замыслу игумена земли Русской, выстроенный им Дом Живоначальной Троицы должен был явить братии образ Божественного единства, «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». Тот же замысел средствами живописи осуществил в иконе «Святая Троица» его ученик преподобный Андрей Рублев, дивный талант которого расцвел в Троице-Сергиевой Лавре. Да и всем своим многочисленным ученикам Пре­подобный Сергий сумел передать свой великий идеал -трудиться над преображением Вселенной по образу и подобию Пресвятой Троицы. Этот идеал стал основой последующего собирания Руси в духовном единстве, в братской любви, им вдохновлялось все древнерусское благочестие, а созданная Преподобным обитель по­степенно сделалась поистине школой монашества, духов­ным сердцем России.
 
Еще при жизни Преподобного Сергия она стала исходной точкой, от которой, как от центра, началось распространение монастырей во всех направлениях. Сам Преподобный и его ученики основали множество обителей, образцом для устройства монашеской жизни в которых стала Троицкая Лавра. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано около 180 новых монастырей. Возникая в местах пустынных, они содействовали и хозяйственному освоению новых земель.
 
Незадолго до падения Византийской империи Русская Церковь стала фактически независимой от Константино­польского Патриархата. Митрополит Рязанский Иона (+ 1461), поставленный Собором русских епископов в 1448 году на Первосвятительскую кафедру, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
 
В дальнейшем возраставшая мощь Русского государ­ства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Митрополит Московский Иов (+1607) стал первым Всероссийским Патриархом. Восточные Патриархи признали за Московским Патриар­хом пятое по чести место.
 
В годы так называемого Смутного времени, когда на Русскую землю вторглись польско-шведские захватчики, Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой долг служения Отечеству. Вдохновенный патриот Святейший Патриарх Ермоген (+ 1612), принявший мученическую смерть от завоевателей, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви на­всегда вписана и героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры (23 сентября 1608 г. – 12 января 1610 г.), которая своим твердым стоянием против многократно превосходящих численностью шведов и поляков стала примером доблести для всего русского народа.
 
Вторая половина XVII века ознаменовалась для России началом кризиса в отношениях между государ­ством в лице царя Алексея Михайловича и Церковью в лице Святейшего Патриарха Никона – личности яркой, выдающегося церковного реформатора. Однако остав­ление им своего патриаршего престола имело резуль­татом усиление противников «книжной справы» – дей­ствий по исправлению богослужебных книг и обрядов в связи с возникновением в Москве книгопечатания. Значительная часть священнослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ Пат­риарха Никона и отказалась подчиниться Высшей Церковной Власти. Так возникло старообрядчество, ослабившее единый церковный организм.
 
Радикальные преобразования, проведенные в на­чале XVIII века в России реформами Петра I, косну­лись и Русской Церкви. После кончины в 1700 году Святейшего Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви в течение почти двухсот лет.
 
В Синодальный период своей истории (1721-1917) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых обителей и храмов. XIX век ознаменован деятель­ностью замечательных богословов, немало сделавших для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение. XIX век дал и великие образцы рус­ской святости: преподобного Серафима Саровского, святителей Филарета (Дроздова), Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, старцев Оптиной пустыни.
 
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор в 1917 году. Важнейшим его деянием было восстанов­ление Патриаршего управления Русской Церковью. Патриархом Московским и всея Руси на этом Соборе был избран святитель Тихон (Белавин; + 1925).
 
Октябрьский переворот 1917 года повлек за собой коренные изменения в отношениях между Церковью и государством. Русская Православная Церковь была идеологическим противником для новой власти, поста­вившей задачу полного и окончательного искоренения в стране «религиозных предрассудков». В результате на церковную иерархию, священство, иночество и веру­ющий народ обрушилась невиданная с древних времен волна гонений, преследований, репрессий. В этих усло­виях многочисленные сонмы святителей, священников, монашествующих и мирян мученической кровью запечат­лели свою верность Христу.
 
К началу второй мировой войны церковная струк­тура по всей стране была почти уничтожена. На сво­боде осталось лишь несколько иерархов, которые могли исполнять свои архипастырские обязанности. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сот храмов.
 
Но, когда 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, в первый же день войны Первосвя-титель Русской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Сергий написал и разослал по всем приходам свое вдохновенное Послание «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором, подобно святителю Московскому Ермогену, призвал всех молитвой и трудами всемерно помогать делу обороны страны, благословил верующих на защиту священных рубежей Родины и пророчески предрек грядущую Победу над захватчиками.
 
Русская Церковь в период войны не ограничилась только духовной, моральной поддержкой защитников Отечества – она оказывала и материальную помощь, проводя в приходах сбор средств на нужды обороны Особо ярко это проявилось в создании на пожертвова­ния верующих танковой колонны имени Димитрия Дон­ского и летной эскадрильи имени Александра Невского
 
Грозная опасность, нависшая над страной, побудила руководство страны мобилизовать для обороны все резервы, в том числе и моральный авторитет Русской Православной Церкви. Церковная политика государ­ства начала изменяться. Для богослужений открылись многие храмы, закрытые в 30-х годах; многие священно­служители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в патриотическом единении, был прием И. Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия (Страгородского), а также митропо­литов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича)
 
С этого исторического момента началось «потепле­ние» в отношениях государства с Церковью, однако церковные структуры неизменно оставались под жест­ким государственным контролем и любые попытки расширения деятельности Церкви вне стен храмов встречали решительный отпор, включая административ­ные санкции.
 
Положение Русской Православной Церкви снова серьезно ухудшилось в период так называемой «хру­щевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи храмов на всей тер­ритории Советского Союза.
 
Празднование 1000-летия Крещения Руси, превра­тившееся в общенародный праздник, придало новый толчок развитию церковно-государственных отношений заставило власть предержащих выстраивать взаимоотно­шения с Церковью на принципах признания ее огром­ного исторического значения в судьбах Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации
 
В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, 478 монастырей, более 19 000 приходов. Пастырское служение осуществляют 151 архиерей, более 17 500 священников, 2275 диаконов
 
Действуют 5 Духовных академий, 26 Духовных семина­рий, 29 Духовных училищ; открыты в Москве Право­славный университет и Свято-Тихоновский Богословский институт.

Комментирование запрещено