Подвиг отцов Первого Вселенского Собора

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа

В Святом Евангелии есть такие слова: «Отче! Пришел час, прославь Сына Товего…» (ин. 17, 1).

Сегодня святая Православная Церковь с великим благоговением и благодарностью воспоминает и прославляет богоносных Отцев Первого Вселенского собора, которые не побоялись подняться пред вызовом лжи и в Духе Святом провозгласили в Символе Веры непреложню истину  — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и также вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Вопрос Веры возник с вызовом времени и тех глобальных перемен, которые сложились в историческом контексте постязыческого мира. После Миланского эдикта (лат. Edictum Mediolanense) – датируемого 313 годом, который явился шагом на пути превращения христианства в официальную религию Римской империи. С огромным вливанием в лоно Церкви бывших язычников появились и новые вызовы. Христианская мысль должна была начать свою богословскую работу. Церковный учитель этого времени должен был богословствовать за свой страх, полагаясь на свое личное убеждение и чувство уверенности.

По сути, высокая духовная активность на ниве того времени, обильно политая «кровью мучеников-христиан», даровала нам – Православие.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году, в городе Никее при императоре Константине Великом, по вопросу лжеучения, авторитетного в то время александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

Именно этот Собор, на котором принимало участие 318 епископов, даровал нам таких светильников, среди которых были: Святой Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Святой Афанасий Великий и др.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

С каким благоговением мы должны относиться к тем, кто в те дальние и смутные времена – мучеников и исповедников, которые носили на своем теле язвы страдания и подвига, не добивались первенства, но си смирением и послушанием, прислушивались к голосу церковного мира, где тихо звучал глас Самого Господа, стояли и отстаивали — Истину.

Отцы Собора явились Чудотворцами потому, что открыли нам Чудо Боговоплощения, которое выше плоского рационалистического размышления и показали нам Небо на земле. Они явили нам ту Славу, которая была Сокрыта во Иисусе Христе, как Живом Боге, непостижимом, неограниченном ни временем, ни пространством, но пришедшем плотью жить среди нас, быть человеком и во всем подобным нам, кроме греха. Чтобы показать нам, что человек настолько велик и назначение человека настолько значимо и велико, что Сам Бог может сродниться с ним, с человеком. А чрез это мистическое соединение воссоздать и преобразить весь вещественный мир и всё бытие.

Если бы мы могли осознать, понять и принять хоть в малой мере Божественный замысел и Его Великий промысел, Его Святые Таинства, тогда мы строили бы иной мир, выстраивали иные человеческие отношения, иначе обращались бы с природой и жизнь здесь, еще на Земле, стала бы благочестием и благоговением, она бы стала Святой, а мы Святыми и Чудотворцами, соработниками Бога и строителями «жизни будующего века». Аминь.

Библиография

  1. Евангелие, М., 2014.
  2. Спасский А., профессор, История догматических движений в эпоху вселенских Соборов., Сергиев Посад, 1914 (репринт)
  3. Слободской Серафим, протоиерей, Закон Божий, Jordanville, N.Y.U.S.A., 1987 (репринт).
  4. Владимир Сабодан, Митрополит Киевский и всея Украины. Проповеди. Второй том. Киев, 1997.
  5. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа; Проповеди. – Киев, 1997.

 

12.06.2016                                                     протоиерей Виталий Тихоненко

Комментирование запрещено