Надо молиться о всех. Рассуждения священника о церковной записке

В одной из бесед с настоятелем Свято-Серафимовского храма, протоиереем Николаем Катальниковым, я затронула тему церковной записки — листочка с перечнем имён, подаваемых на богослужение для поминания своих родных и близких. На первый взгляд незначительный вопрос оказался для батюшки “больной темой”. Так и получился целый разговор, который предлагается вашему вниманию. Итак, церковная записка — советы священника…
 

Если человек пришел в храм, он должен понимать, что он пришел не только от себя лично, но и от всех своих родных и близких. Отсюда церковная молитва о живых и мертвых, которых мы знаем. Отсюда существование записок, когда люди поминают не только себя, но и родных, и знакомых.
 

Как же правильно написать церковную записку? Во-первых, в записке нельзя писать имя человека, который не крещен. Обязательно надо указать, за что молимся: о здравии или о упокоении. Так и пишется: “о упокоении”, “о здравии”, а рядом — небольшой православный крест. Раз написали “о здравии”, то имена перечисляются в родительном падеже: “о здравии Ивана, Татьяны, Николая”, и т. д. В записке употребляются только христианские имена, желательно полные. Так, вместо “о здравии Ивана” лучше написать “о здравии Иоанна”. В церковной традиции принято также перед именами отмечать: “болящего”, “младенца” (ребёнка до 7 лет), и “отрока” (ребёнка старше 7). Если мы молимся о церковнослужителе, отмечается его сан: “епископа”, “протоиерея”, “монаха”.
 

Иногда можно встретить такую приставку, как “заблудший”. В связи с этим есть показательный случай из моей практики. Один раз попадается мне записка — “О здравии такой-то” и далее — человек десять “заблудших”. В связи с этим стоит напомнить, что заблудшие — это не алкоголики и наркоманы (их скорее всего следует считать болящими). Под заблудшими подразумевают отступивших от веры. Потому что, если “заблудший” — грешащий таким-то грехом, тогда кто из нас не заблудший? Если человек пошел в секту — вот это заблудший, потому что он был крещен и отошёл от своей веры. Это категория людей, за которых мы молимся, чтобы они вернулись в лоно Православной Церкви.
 

Встречаются ещё и “ненавидящие”, “обидящие”, которые попадают под ту же категорию грехов, свойственных каждому человеку. Поэтому лучше ограничиться следующим: священный сан, “болящий”, “отрок”, “младенец” и “заблудший” (человек, который в секте).
 

В записке о усопших пишется только церковный сан, а до сорока дней после смерти добавляется “новопреставленный”. Естественно, что и в этом случае упоминаются только крещёные люди.
 

Еще один очень важный момент — это часто встречающийся в записках просто безобразный почерк. Поэтому при написании записки надо представлять атмосферу, в которой она читается. Сотни людей, перед священниками тысячи имен, он должен их все прочитать и проговорить. И когда священнослужитель сталкивается с тем, что записка написана небрежно, то у него складывается соответственное отношение к тому, кто это пишет. Записки очень характеризуют человека, поэтому надо уважать священников и заполнять записки аккуратным, разборчивым почерком.
 

Не следует писать и бесконечные записки. Общепринятое число — 7-10 человек. Это разумно и реально. Если же мы начнем перечислять всех, кого знаем, то не хватит никакой службы. В записках должен упоминаться только очень близкий круг людей, в основном родители, дети, и те люди, которые очень нуждаются в помощи.
 

Бесспорно, что записка должна быть обязательно прочитана на службе. В связи с этим у людей существует много переживаний — а вдруг не прочитают, потеряют или забудут? Беспокоиться на этот счёт не нужно ни в коем случае. Надо понимать, что перед священником стоит задача помянуть круг людей, имена которых поданы в записках. Но в практической жизни из-за множества имён этого реализовать нельзя, особенно по большим и двунадесятым Праздникам. В связи с этим принято, что священник читает только заказные службы, а все, кто присутствует в алтаре (вторые священники и пономари), читают остальные имена. Эта форма не только допускается, но и считается нормой. Но даже для того случая, когда есть бесконечное количество имен, и их не успевают прочесть даже все, кто стоит у престола, существует следующая молитва из Литургии Василия Великого: “Помяни, Господи, всех, кого мы забыли помянуть, всех, кого некому помянуть, и всех, кого мы не помянули за множеством имен”. Поэтому, если имя не было произнесено, смущаться и волноваться не надо. Да и вообще лучше не прислушиваться в ожидании прочтения именно вашей записки, игнорируя другие имена. Ведь в чем смысл поминания? Все люди совместно поминают то конкретное имя, которое звучит сейчас. Этим молитва усиливается в десятки, в сотни раз. А зачастую получается, что мы пришли помолиться только за “своих”, и этим исключили себя из общего делания. На самом деле помянуть своих родственников — это не прошение к священнику, это прошение ко всей Церкви, а значит вся Церковь (которую составляет каждый из нас) должна молиться за этих людей. Таким образом мы сможем содействовать не только собственному спасению, но и спасению всех, кто нас окружает. Это и будет проявлением общности Церкви для спасения не только себя, но и всех людей, которые нас окружают.

 

Протоиерей Николай Катальников.
Беседовала Екатерина Громовая

Комментирование запрещено