Когда болеют дети

Есть вопросы, на которые непросто дать какой-то однозначный, способный удовлетворить всех ответ. Многие вопросы большинство людей предпочитает обходить стороной, т.к. они задевают за живое, указывают на те стороны нашей жизни, существование которых нам не хочется замечать. Не хочется думать о смерти и предшествующих ей болезнях, не хочется задумываться о никчемности земных благ и вечных ценностях, требующих от нас отвержения своих страстей и амбиций.
 
Но все же наступает момент, когда просто обходить молчанием эти вопросы больше нельзя, когда жизненная ситуация заставляет наконец задуматься и поставить их с готовностью принять честный и прямой ответ, каким бы неудобным для нашего восприятия и самолюбия он ни был.
 
Зачастую этот момент наступает тогда, когда мы заболеваем, и в особенности, когда болеют наши дети. В предыдущих номерах мы писали о христианском отношении к болезням в целом. Сегодня наш разговор со священником будет посвящен детским болезням.
 
— Среди верующих существует расхожее мнение, будто бы дети болеют за грехи своих родителей, так ли это? Если Бог есть Любовь, не жестоко ли наказывать невинного младенца, потому что его родители согрешили?
 
— По большей части так и есть (хотя бывают и другие причины, о которых я скажу позже), но если это утверждение понимать буквально, то подобное недоумение может возникнуть. Поэтому давайте разберемся для начала, что же такое грех.
 
В православной традиции существует два основных понятия, которые обозначаются словом «грех». Первое — сознательное или неосознанное нарушение заповедей Божьих человеком, всякое зло, произвольные греховные страсти, мысли, желания или, наоборот, нежелание идти путем праведным. Второе — повреждение человеческой природы, наступившее вследствие личного греха. К этой категории относится и первородный грех, когда вследствие личного греха наших прародителей повредилось наше человеческое естество, стало подверженным болезням, смертным.
 
Преподобный Максим Исповедник пишет: «Два греха возникли в праотце нашем, вследствие преступления божественной заповеди, один — достойный порицания личный грех, а второй — имевший своей причиной первый, не могущий вызвать порицания. Первый — личный от произволения, а второй от естества, от природы, вслед за произволением невольно отказавшейся от бессмертия».
 
Никаких сомнений нет в том, что если понимать грех только в первом смысле, как личный поступок, то нельзя говорить, что дети несут некую «юридическую» ответственность за грехи своих родителей, и мы вслед за пророком Иезекеилем можем утверждать : «(сын) …не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив… сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына»(18 гл.). Но если посмотреть на страдания детей через призму второго понимания греха, то многое становится понятным. Дети наследуют поврежденную природу от родителей, и чем сильнее она повреждена, тем хуже последствия сказываются на детях. Так что, если хотите, чтоб ваше будущее потомство было здоровым, берегитесь греха, который, как радиация, медленно, но верно разрушает нас и наше будущее потомство.
 
Бывают и особые промыслительные причины детских болезней, когда болезнь является единственным средством уберечь от чего-то худшего. На вопрос о причинах болезни слепорожденного Иисус отвечал: «…не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Человек, слепой от рождения, прозрел духовно и увидел то, что не смогли рассмотреть имеющие очи. И вслед за прозрением духовным последовало и телесное. Не нужно отчаиваться, если у вас родился больной ребенок, может быть, это чадо будет источником спасения для всей вашей семьи. Вспомним хотя бы святую Матрону Московскую, родившуюся слепой и через терпение достигшей великих даров Духа Святаго. В поврежденном теле сохранилась неповрежденной душа и послужила спасению многих других душ.
 
— Что же делать, если дети болеют? Неужели ничего нельзя изменить?
 
— Можно ли повернуть время вспять? Сделать бывшее не бывшим? Несомненно, человеку это невозможно. Но Богу возможно все. И все возможно верующему. Только через искреннее покаяние и изменение своей жизни Господь может исправить наши ошибки и, превзойдя законы естества, исцелить ребенка. Родителям следует бороться со своими страстями, избавляться от дурных наклонностей и вредных привычек, на которые многие совсем не обращают внимания.
 
Старец Паисий Святогорский в книге «Мысли о семье христианской» приводит пример, который может быть очень назидательным для наших читателей. Однажды к нему на Святую гору пришел мужчина, дочь которого заболела раком, и просил молитв старца.
 
— Я буду молиться, но и ты тоже должен принести Богу какую-нибудь жертву, так как Бог быстро умилостивляется от жертвенной любви, — сказал старец.

— Чем же пожертвую, батюшка? — спросил отец девочки.

— Пожертвуй какой-нибудь одной своей страстью.

Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил:

— Нет у меня никакой страсти.

Тогда старец спросил:

— Сигареты куришь?

— Да, — ответил отец ребенка.

— Брось курить по любви к дочке, и Бог сделает ее здоровой, — потребовал старец.
 
Мужчина дал обещание больше не курить. Приехав домой, он узнал, что дочери стало легче и через некоторое время врачи зафиксировали, что опухоль полностью исчезла. Прошло еще какое-то время, отец забыл данное обещание, закурил, и девочка вновь начала болеть. Приехав повторно к старцу, он получил такой ответ: «Если ты, будучи отцом, не имеешь благочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе помочь ничем.»
 
Эта поучительная история показывает нам, как сильна бывает молитва о детях, если она сопряжена с исправлением жизни, и насколько страшно не держать тех обещаний, что мы даем Богу в трудные минуты. Лучше вообще не давать зароков, не словами, а делами подтверждая нашу любовь к нашим детям.
 
Не следует отвергать и медицинскую помощь, своевременно прибегая к врачебной помощи, но ни в коем случае нельзя возить детей к различным «бабкам» и подобным им людям. Хоть они и прикрывают свою сатанинскую сущность церковными атрибутами, которые можно обильно встретить в их кабинетах, обещают быстрое решение проблем, последствия от их деятельности бывают весьма печальными. Мне как священнику часто приходится встречаться с людьми, пострадавшими от них.
 
Очень часто при выяснении причин внезапно свалившихся на детей бедствий и страшных болезней, оказывается, что их родители по разным причинам прибегали к помощи «народных целителей» и т.п. Но это у же тема для отдельного разговора.
 
— Многие бездетные супруги боятся принять на воспитание сироту, считая, что греховные склонности, унаследованные им от родителей, победят все усилия по его воспитанию.
 
— К сожалению, такие наблюдения имеют место. Усыновление — нелегкий христианский подвиг, требующий великой любви и великого самоотвержения. Недостаток любви, ошибки в воспитании, психологический барьер между одним из приемных родителей и ребенком может привести к тому, что ребенок вырастет склонным к грехам. Наследственные страсти и склонности тоже могут проявляться. Но все же, если своих детей нет и есть желание взять ребенка на воспитание, надо обязательно получить на это благословение, помолиться усердно, и Господь, видя вашу искреннюю любовь к ребенку, поможет воспитать его хорошим человеком и преодолеть дурные наклонности.
 

Протоиерей Евгений Пейков

Комментирование запрещено