Изнесение Честных Древ Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня все верные чада Церкви Христовой вступают в Успенский пост. И начинается наш пост с воздаяния чести тому, через что мы спасены от древнего грехопадения, — Животворящему Кресту – жертвеннику, на котором принесена великая Жертва за все человечество; жертвеннику, освященному пролитой на нем Пречистой Кровью Христа.

Многие ветхозаветные праведники тем или иным образом прообразовали будущее орудие нашего спасения. Так, Патриарх Иаков изобразил крест, благословив Ефрема и Манассию крестообразно сложенными руками. Пророк Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами распростертыми руками предзнаменовал Крест с распятым Спасителем – когда Моисей поднимал свои руки, побеждали израильтяне, а когда опускал руки, одолевал Амалик. В книге Чисел мы видим ещё один точный образ Креста – знамя, когда Моисей по слову Господню выставил медного змея на знамя для исцеления укушенных змеями в пустыне. В древности знамёна представляли собой перекрещенные под прямым углом палки с натянутым стягом. Пророк Исайя также предсказывал, что Господь поднимет знамя язычникам и соберет рассеянных иудеев от четырех концов земли.

Православная Церковь приняла знамение Креста, как спасительный символ для верующих – свидетельства об этом сохранились в писаниях апостольских и писаниях учителей Церкви.  «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» — пишет апостол Павел (1Кор.1:18). В послании к галатам апостола Павла читаем: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Св. Кирилл Иерусалимский говорил: «Осеняй крестным знамением пищу, которую ты ешь, одежду, которую ты надеваешь, дверь, когда ты выходишь из дома и заходишь в дом». «Крест — наша похвала, начало всех благ, дерзновение и все наше украшение» — поучает святитель Иоанн Златоуст.

В церковной истории было явлено множество чудес, которые показывают необходимость и спасительность почитания Честного Креста Господня. Так, равноапостольная Фекла, сотворив крестное знамение, невредимой вышла из костра. Святой мученик Феодот перед мучением оградил себя крестным знамением, и это крестное знамение дало страдальцу небесную силу спокойно перенести всю жестокость мучений. Преподобная Мария Египетская не была допущена к невидимой Силой к по­клонению Кресту Господню до тех пор, пока у входа в храм не раскаялась в своих великих грехах и не дала обещания перед образом Божией Матери исправить свою жизнь. Равноапостольный царь Константин перед битвой с Максентием удостоился видеть среди дня на небе Крест из света с надписью: «Сим побеждай». Спустя немного времени его мать святая царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест, на котором был распят Сам Господь. Это обретение также сопровождалось множеством чудес, которые Господь и поныне дарует всем верующим в Него и требующим Его помощи.

Чествуя сегодня святой Крест, надо помнить, что почитание Креста не должно совершаться только лишь во внешних действиях и словах. Поклонение Кресту – это постоянное чувство благодарности Богу за Его крестные страдания, которые избавили нас от вечной погибели, безропотное несение креста нашей земной жизни, покорность промыслу Божьему, терпение скорбей, прощение обид, борьба со своими страстями.

Будем же в течение поста благодарить Бога, просить Его благодатной помощи в нашем крестоношении, в искоренении страстей, в стяжании добродетелей, чтобы достойно встретить праздник Успения Божией Матери, венчающий наступающий пост.

И будем уповать на помощь Пресвятой Богородицы, потому что именно Ей, стоящей у Креста, в лице апостола Иоанна Богослова был усыновлен весь род человеческий. И теперь мы все приведены к подножию Креста Господня, чтобы в свете Божества увидеть в себе всю нечистоту, всё множество грехов и всем сердцем оплакивать их. Только так, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, можно обрести у Бога совершенную чистоту.  Аминь.

 

14.08.16                                                                 Протоиерей Алексей Бузников

Комментирование запрещено