Интервью

«Жизнь архиерея неотделима от жизни епархии…»

1Начался 2008 год от Рождества Христова. Год неизвестный для нас, но, как молится Церковь в молебне на новолетие, — год благости Божией. Перед началом нового года каждый христианин оглядывается на год прошедший, благодарит Господа за Его милости, оценивает свои поступки, удачи и ошибки.

Мы обратились к его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Илариону, митрополиту Донецкому и Мариупольскому, с просьбой поделиться своими впечатлениями от года ушедшего.

— Владыко, благословите! Чем запомнился год ушедший?

Прошедший 2007 год для православных Донбасса был насыщен событиями. Мы впервые совершили пасхальное богослужение в новом Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Это запомнится на всю жизнь. Мы долго и с таким трудом шли к этому моменту, и вот он наконец настал. Теперь собор благоукрашается, в нем регулярно совершаюся богослужения. Запомнились и визиты Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и визит владыки Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, — председателя ОВЦС Московского Патриархата.

— В прошедшем году произошли значительные административные преобразования в жизни православных епархий, расположенных на территории Донецкой области. Каковы причины этих изменений?

Рост количества приходов, активизация миссионерской работы, социальное служение Церкви — все это послужило стимулом к упорядочению церковной административной структуры, учреждению викариатств. Десять лет я управлял двумя епархиями — Донецкой и временно Горловской. За это время количество приходов удвоилось. Реалии сегодняшнего времени требуют от архиерея и более пристального внимания к этим приходам, их нуждам и проблемам. Поэтому год назад я и обратился с рапортом к Священному Синоду с просьбой освободить меня от управления Горловской епархией. Вскоре возглавивший ее новорукоположенный епископ Митрофан стал нашим добрым другом и соседом. Пятнадцать лет назад трудно было себе представить, что в Донецкой области будут несколько епископов — два правящих архиерея, наместник Лавры и викарии.

— Какие события лично Вы считаете знаковыми?

Жизнь архиерея неотделима от жизни возглавляемой им епархии. В случае с Донецкой епархией — это, как минимум, 365 эпизодов в год. Каждый день по- своему интересен и насыщен событиями. Для меня лично каждый день — это открытие, это новая радость. Хотя бывают и огорчения. Так, со скорбью вспоминаю трагедию на шахте им. Засядько. Мы переживали ее с тружениками шахты, мы скорбели вместе.

— Со временем меняется социальная роль Церкви в обществе…

Нельзя построить дом, не заложив фундамент. Одиннадцать лет назад, только придя на кафедру, я ставил вопрос о том, чтобы заложить фундамент в Донецкой епархии — начать строительство храмов. Мы не могли двигаться дальше без православных храмов. Сегодня у нас достаточно прекрасных храмов, которые стали визитными карточками шахтерских городов и поселков. Только в этом году мы освятили несколько замечательных храмовых комплексов — Свято-Покровский в с. Боевое, Свято-Михайловский на Макеевском коксохимическом заводе, Святой княгини Ольги при Донецкой торгово-промышленной палате. Стройки продолжаются. А сколько закладок новых храмом мы совершили в этом году — сразу и не вспомнишь. Но храм — это основа. Это то место, где верующие собираются для молитвы и принесения Господу безкровной жертвы, где они совершенствуют свою веру и приближаются к Богу. Сейчас православные приходы, общины становятся тем местом, где не только совершаются богослужения, но и проводится большая просветительская работа, они становятся зачинателями дел благотворительности и социального служения в своем регионе.

— Есть ли какая-то обратная связь?

Я получаю массу писем, в которых люди благодарят наших священнослужителей и прихожан за их активную социальную работу. Наша деятельность не ограничивается четырьмя стенами храма — мы посещаем воинские части, зоны, интернаты. У нас проходит очень много концертов, фестивалей, городских мероприятий. Мы ведем свою деятельность в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях…

Особое место в этом перечне занимают наши епархиальные СМИ. Мы можем гордиться тем, что сегодня наши издания занимают первые места среди иных церковных изданий, и даже в Русской Православной Церкви.

— Владыко, какие планы на год грядущий?

На все воля Божия. У каждого человека, конечно, есть планы на будущее — и я в этом не исключение. Будем продолжать нести свое служение в этом мире, служение христианина. Даст Бог, осуществим задумки и по Кафедральному собору и по Лавре. Поживем — увидим.

— Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за интервью. Просим святых молитв.

 

 

 

 

Интервью с Митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом по случаю 70-летия Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира

int1Наверное, в жизни каждого человека есть особые лидеры, образцы, или те «маяки», на которые человек, живя на земле, ориентируется, и, взирая на их свет, старается подражать им и исполнять то, к чему он стремится. В моей жизни таких людей было несколько. Сегодня я с любовью вспоминаю о них. Первый такой человек — это моя покойная бабушка. Я всегда смотрел на ее труд, на ее молитвы, старался в чем-то быть похожим, интересовался всем тем, что её в то время интересовало. Наверное, самое удивительное, что было в ней — это дар молитвы, потому что не каждый человек умеет молиться. Это же качество, уже став взрослым, я заметил в другом человеке — в покойном митрополите Львовском и Тернопольском Николае. Совершая службу, он как бы «растворялся» в молитве Богу, становился неотмирным, недосягаемым. Его искреннюю молитву видел не только я, но и сослужившие с ним священники и народ, молящийся в храме.

Еще один человек, который стал для меня образцом молитвы, — это Предстоятель нашей Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Господь свел меня с ним только в 1991 году, когда я был уже в сане епископа. После моей хиротонии в Киеве во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского я отправился в Москву для того, чтобы завершить моё обучение в академии и сдать последнюю сессию и побывать у Святейшего Патриарха Алексия. Прибыв в Московскую Патриархию, я впервые увидел Митрополита Владимира. При первой встрече возникло ощущение, что мы знаем друг друга уже несколько десятков лет, как будто встретились не впервые — настолько этот человек сразу расположил к себе, насколько он был братолюбный и гостеприимный. Этот день — 22 декабря 1991 года, я запомнил на всю жизнь.

Будучи епископом Ивано-Франковским, а после Херсонским, я часто обращался к нашему Предстоятелю, мы беседовали о тяжёлых условиях, которые складывались в то время во многих епархиях. Блаженнейший всегда давал мудрые советы и радушно откликался на мои приглашения. Блаженнейший Митрополит Владимир с архипастырскими визитами несколько раз был в Херсонской епархии, где совершал богослужения и общался с духовенством и верующими. При его содействии был причислен к лику святых священномученик Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский.

Следует вспомнить 1992-й год, когда его встречали Одесская и Херсонская епархии. Какая это была радость среди верующих людей! Я навсегда запомнил эту встречу архипастыря со своими пасомыми. Мы увидели силу его молитвы, умение беседовать с Богом, умение совершить Святую Евхаристию и получать просимое. В 1996 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви я прибыл на Донецкую кафедру. Так открылась новая страница отношений между донецким архиереем и Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Владыка знал Донбасс, поскольку еще будучи иподиаконом, приезжал сюда с митрополитом Борисом из Одессы.

Конечно, всем известно, что Православная Церковь на Донбассе занимает сегодня особую роль. Количество приходов здесь достаточно велико — около 500, следует добавить, что эта область наименее подвержена влиянию различных расколов и сектантских движений. Здесь верующие люди твердо идут спасительным православным путем, храня идеалы Православия.

Парадокс, но именно здесь родился раскольник Церкви — бывший митрополит Филарет Денисенко. К сожалению, наша земля воспитала неблагодарного сына для Вселенского Православия и православной Украины. Мы жалеем о том, что так случилось.

Но, безусловно, Донбасс — это оплот Православия на востоке Украины. Исповедуя православную веру, сохраняя верность каноническому Православию, наш народ сохранил единство с другими славянскими народами. У Донбасса есть своя специфика — в безбожные времена сюда съезжались люди со всех областей Советского Союза для того, чтобы работать на шахтах, поскольку труд шахтера в то время ценился высоко. Утверждение людей в вере, во многом было вызвано тем, что этот труд очень опасный и не всегда он завершался благополучно. Мы знаем, что в жизни Донбасса часто бывали и, к сожалению, не исключаются и сегодня, случаи, приводящие к смертности на производстве. Беда всегда собирает людей воедино.

pПо прибытии на Донбасс моей главной целью было начать строительство кафедрального собора. В Донецке его не было, и я всегда говорил Блаженнейшему: «Ваше Блаженство, так хочется построить новый собор для Донецка», а он отвечал: «Вы молитесь, и Господь Вас услышит». Я помню сегодня эти его слова — добрые слова учителя, который наставлял, как правильно молиться Богу. Молитвами нашего Предстоятеля сейчас в центре Донецка возвышается величественный Свято-Преображенский кафедральный собор.

Два года назад Блаженнейший Митрополит Владимир возглавил освящение колоколов для звонницы Свято-Преображенского кафедрального собора, и звон этих колоколов сегодня призывает верующий народ на богослужение.

Блаженнейший несколько раз был у нас на Донбассе. Первым священнодействием, которое он совершил, — было освящение поминальной часовни, воздвигнутой в честь святой великомученицы Варвары. С того времени уже 8 лет эта часовня призывает жителей города Донецка и всего Донбасса молиться о шахтёрах, которые трагически погибли при исполнении своего трудового долга.

Безусловно, все важнейшие события в духовной жизни нашей области, всегда возглавляются Предстоятелем нашей Церкви. Мы праздновали 2000-летие от Рождества Христова, которое возглавлял Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, торжественно отмечали 225-летие города Мариуполя. Все торжества, посвященные этому событию, также возглавлял Блаженнейший Митрополит Владимир. В свое время Блаженнейший возглавил и торжества канонизации святителя Игнатия, Митрополита Мариупольского, и освящения памятника этому святителю. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Владимира был канонизирован преподобный Иоанн Затворник, Святогорский чудотворец — угодник Божий, который сегодня широко почитаем верующим народом Донбасса, Украины и других стран.

Блаженнейший всегда с любовью отзывается на мои приглашения, и, приезжая сюда, я думаю, чувствует себя как дома. Лично для меня особенно приятно вспомнить, с какой любовью и участием возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир мой юбилей — 50-летие, когда собор архиереев также разделил со мной эту радость.

Однако самым главным событием стало торжественное открытие Свято-Успенской Святогорской Лавры 25 сентября прошлого года. 26 архиереев и сонм духовенства, который возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир, совершили торжественное богослужение по случаю этого знаменательного события.

Действительно, это торжество внесло новую страницу в летопись Донбасса и в летопись нашей Церкви на Украине, и, наверное, даже Вселенского Православия, потому что такие события — это эпохальные события, которые даёт нам Господь. Сегодня Святогорская Лавра является духовным центром канонического Православия на востоке Украины. Мы все были свидетелями, сколько в этом году прибыло людей на празднование памяти преподобного Иоанна Затворника. Это свидетельствует о том, что роль Святогорской Лавры, монашествующих и нашего народа сегодня направлена на то, чтобы сохранить единство Святой Церкви и единство канонического Православия на Украине и во всём мире.

Блаженнейший митрополит Владимир построил теплые и дружественные отношения между Церковью и светской властью. Он всегда находит общий язык с верующими и неверующими людьми, встречается с интеллигенцией, студентами и тружениками, и всегда его встречи приносят радость людям во многих городах Донбасса. Донбасс любит своего Предстоятеля, и каждый раз, когда я имею счастье объявлять о том, что в пределы нашей епархии прибудет Блаженнейший Митрополит Владимир, люди всегда с радостью встречают эту новость.

Отмечая юбилей Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира — его 70-летие, Православный Донбасс преподносит Юбиляру в первую очередь свою любовь и благодарность за его труды и святые молитвы. Мы все вместе желаем Блаженнейшему Митрополиту Владимиру много лет трудиться во славу Божию, стоять у Престола Божиего на кафедре Митрополитов Киевских как Предстоятелю нашей Святой Православной Церкви.

Ис полла, эти деспота Юбиляру и многая ему лета!

 

 

 

 

«Народ на Донбассе — люди с сильным характером и твёрдой волей, поэтому общение с ними должно быть открытым и правдивым».

int2Журналист Пресс-службы УПЦ обратился к Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Илариону, Митрополиту Донецкому и Мариупольскому, Управляющему Горловской епархией с просьбой изложить своё видение процессов, протекающих в церковной и светской жизни современной Украины. Владыка Иларион любезно согласился и сегодня мы предлагаем читателям интервью с руководителем одной из крупнейших епархий Украины.

Ваше Высокопреосвященство! Вы митрополит горняцкого края, какие проблемы сегодня у Вашей паствы?

Донецкая и Горловская епархии расположены в пределах Донецкой области, территория и история которой тесно связана с тяжелой промышленностью и шахтами. Поэтому сегодня, говоря о горняцком крае, нельзя не упоминать о его проблемах. А проблемы края — это и есть проблемы нашей паствы. Наблюдая за людьми, вижу, что они взволнованы, неспокойны. Беспокойство это вызвано неуверенностью в завтрашнем дне. Новшества в государстве и вне его пределов очень беспокоят людей. Проблемы рабочих мест, роста цен, квартплаты волнуют тружеников, а значит они актуальны и для верующих нашей епархии.

Вторая проблема специфична. С моим приходом на Донецкую кафедру мы исполнили программу-минимум — во всех крупных городах были построены небольшие типовые храмы. Возведенные за короткое время, они дали людям возможность приобщиться полноценной молитвенной и литургической жизни, причём приходы не увязли в масштабном долгострое. Результатом стал рост количества прихожан. Второй запланированный этап — это программа-максимум — строительство больших вместительных храмов, способных принять возросшее число прихожан. Например в Донецке таким образом строится Свято-Преображенский кафедральный собор, Свято-Троицкий собор при храме Блаженной Ксении Петербургской, далее на очереди храмы преподобного Агапита Печерского, Святителя Луки Крымского и так далее. Конечно же, увеличились и требования прихожан к уровню пастырей и преподаванию в приходских школах. Так что, с Божией помощью, решаем и эти проблемы.

Есть ли специфика пастырского служения в индустриальном регионе?

Специфика нашего региона такова, что большая часть населения проживает в городах. Наш регион также является многонациональным: русские, украинцы, греки — всего более 100 национальностей. Большую часть времени люди работают в тяжелейших условиях, да и экологическая обстановка в «крае труб и терриконов» тоже оставляет желать лучшего. Всё это подвигает нас открывать храмы и молитвенные комнаты на территории шахт и производственных предприятий.

Священники молятся о тех 40 тысячах шахтеров, что ежедневно находятся под землёй. Это люди с сильным характером и твердой волей, поэтому общение с ними должно быть открытым и правдивым. Люди Донбасса специфические и, к сожалению, вопреки учению Церкви, очень трудно прощают обиды. Даже в среде верующих, и духовенства, и мирян, очень болезненно воспринимаются любые попытки вмешательства в дела Православия и каноничности Церкви.

Считается, что городская молодёжь, в отличие от сельской, с трудом приобщается к вере. Как помочь ей найти путь к храму?

Позвольте здесь не согласиться с Вами — как раз в условиях города молодёжь в поисках истины и справедливости становится более восприимчивой к евангельской проповеди. Именно в городских условиях возможно создание православных молодёжных обществ и гостиных. К примеру, уже не первый год у нас в Донецке действует студенческое общество «Пересвет», образованное на базе филологического факультета Донецкого национального университета. В городе также существует православная библиотека и организованная при ней православная гостиная. На сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений социальной деятельности Донецкой епархии, как и всей Православной Церкви, как раз и является работа с молодёжью, которая реализуется благодаря развернутой деятельности духовных центров в таких городах региона, как Горловка, Красноармейск, Мариуполь, Макеевка, Краматорск и др. В этом направлении нам удалось достигнуть заметных результатов, во многом благодаря активной духовно-просветительской деятельности духовенства среди молодёжи Донбасса.

Всевозможные встречи, празднования на площадях праздников Рождества, масленицы, Пасхи, профессиональных праздников — это своеобразный выход Церкви в народ. Миссия среди молодёжи, и не только неё, осуществляется и через проповедь на местных телеканалах, а особенно благодаря телеканалу «Киевская Русь». Строительство заводских и больничных храмов я также отнёс бы к миссии в молодёжной среде.

Ваша епархия известна своими возрожденческими программами. В прошлом статус Лавры получил возрождённый Свято-Успенский Святогорский монастырь. Воздвигается величественный кафедральный собор Донецка. Что в перспективных планах епархии?

Действительно, в настоящее время в Донецкой и Горловской епархиях действует 500 православных храмов, более половины из которых типовые. Около 500 насельников несут свой молитвенный подвиг в 6 монастырях Донбасса, из которых особенно выделяется по своему значению Свято-Успенская Святогорская Лавра. Эта древнейшая обитель, одна из главных святынь Православной Украины, в настоящее время ведет широкую духовно-просветительскую, социальную и благотворительную деятельность и является центром духовной жизни Донбасса и востока Украины. В связи с тем, что ежемесячно Святогорскую Лавру посещают десятки тысяч паломников со всех концов Украины, России и Белоруссии, здесь уже создано специальное экскурсионное бюро. Планируется открытие специального центра для паломников, в котором для детей будут проводиться беседы по истории Церкви и родного края, а также будет православный видеолекторий.

Что касается наших дальнейших планов, то в перспективе — открытие духовного училища для подготовки достойных кандидатов в клир. В настоящее время ведется работа по созданию материальной базы для осуществления этого важнейшего дела. Интересна идея создания при Свято-Пантелеимоновском храме г. Донецка спортивного комплекса для занятий с детьми. Уже разработан проект, предусматривающий строительство спортзала, бассейна, корта. Думаю, с Божьей помощью, в скором времени дети Донецка смогут поправить своё телесное здоровье и приобщиться к вере.

Вы не раз говорили, что один из самых атеистических в прошлом регионов страны превратите в твердыню Православия. Удалось ли это осуществить?

Безусловно, с Божией помощью нам удалось достигнуть многого. Несмотря на то, что семидесятилетие засилья атеистического режима не смогло пройти бесследно, в сердцах людей не угас пламень веры, и сегодня наши храмы полны молящихся прихожан, число которых с каждым годом увеличивается. Например, в период с 1996 года и по сегодняшний день количество зарегистрированных общин увеличилось более чем в 3 раза.

В отличие от других регионов, где Православная вера не испытывала такого яростного гонения, на Донбассе осуществлялось продуманное и планомерное уничтожение и храмов и верующих. В Донецке до 1996 года не было ни одного типового храма, а кафедральный собор располагался в молитвенном доме. Ныне областной центр украшается 30 типовыми православными храмами, а центр Донецка увенчан величественным Свято-Преображенским кафедральным собором. Данные многочисленных социологических опросов ярко свидетельствуют, что 74% населения считают себя причастными к Православной Церкви, и 98% из них — к канонической Украинской Православной Церкви.

Однако известно, что раскольники не оставляют Вас в покое. Раскольничьи СМИ сообщили о чуть ли не триумфальном визите отлученного от Церкви Михаила Денисенко в Донецк. Соответствует ли это действительности?

На самом деле общины т. н. «Киевского патриархата» в регионе немногочисленны, однако они агрессивны и беззастенчиво используют символику и авторитет Украинской Православной Церкви, создают организации с параллельными названиями, внося путаницу и дисбаланс в общество. Например, раскольники зарегистрировали свой «Святогорский монастырь» в котором всего несколько человек заняты в основном тем, что рассылают письма с целью сбора пожертвований и т. п.

Приезд же Михаила Денисенко в Донецк был четко продуманной PR-акцией и широко рекламировался в СМИ. На деле же это было довольно жалкое зрелище. Духовенство и миряне, узнав о приезде лжепатриарха «Филарета», отнеслись к нему иначе, чем в 1999 году. В прошлый раз во время его приезда на Донбасс верующие подняли его на «высокую» волну, о которой узнал весь мир и если бы не наши люди, о визите «Филарета» никто бы не знал. В этот раз мы не стали создавать имидж лжепатриарху и призвали верующих никак не реагировать на визит незваного гостя. С нашей стороны прихожане и духовенство ограничились обращением к властям с призывом не встречаться с анафемой. Эффект получился лучше — Филарет, который просто не может жить без скандалов и интриг, оказался в информационной изоляции. А то, что сообщают раскольничьи и сектантские СМИ о приезде «патриарха Киевского и всея Руси-Украины» — так за это они получают деньги и должны их отрабатывать.

Средства массовой информации сообщали о высказывании представителей Константинопольского Патриархата о притязаниях на территории, некогда входившие в состав Киевской Митрополии до 1686 года. Каково Ваше мнение по этому поводу?

О каких территориальных претензиях со ссылкой на документы XVII века может идти речь, если, например, Донецкая епархия — одна из ведущих епархий Украинской Православной Церкви — исторически сформировалась из трёх частей. Юг и восток некогда входили в состав Войска Донского, северная часть — в состав Курской, Белгородской и Харьковской епархий России. И лишь незначительная часть западной территории относилась к Екатеринославской епархии Киевской Митрополии. В связи с этим возникает резонный вопрос: на подчинение какой из частей нашей епархии претендуют «историки» из другой Поместной Церкви?

Думаю, что представителям Константинопольского Патриархата следует быть осторожнее в своих высказываниях и помнить о том, что историю не перепишешь. Мы знаем много примеров, когда перекраивание границ и вольное трактование исторических фактов не приводило ни к чему хорошему.

Известно, что подавляющее большинство жителей региона голосовали за кандидата в Президенты, который не победил. Отразилось ли это на церковно-государственных отношениях в регионе?

Ну, а как вы думаете, за кого должны были голосовать дончане, как не за своего земляка? Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и свободу выбора. Украина у нас одна и народ сделал свой выбор, и теперь, как и вся Украинская Православная Церковь, верующие Донбасса молятся за единство и спокойствие в государстве. К сожалению, нынешняя власть не всегда учитывает специфику донецкого региона, менталитет и самосознание его жителей. Что же касается церковно-государственных отношений, то в этом плане пока мы не чувствуем какого-либо ухудшения.

Как складываются отношения епархии с руководителями местной власти?

У нас сложились хорошие отношения с нынешним губернатором Донеччины Вадимом Прокофьевичем Чупруном. Он любезно принял меня и представителей епархиального совета, состоялся конструктивный диалог. Посетил он и Святогорскую Лавру, и Свято-Васильевский монастырь в с. Никольское, постоянно интересуется жизнью Церкви, мы обмениваемся взаимными приветствиями.

По сути, в Донбассе как таковая местная власть не изменилась. В связи с преобладанием городского населения, мэры городов и депутаты местных советов — всё те же. Даже среди глав райгосадминистраций всего несколько перемен, а так все знакомые лица — профессионалы своего дела, с которыми у нас добрые отношения.

Президент Украины и премьер-министр выступили с призывом к Церкви помочь в решении проблемы беспризорных детей. Что реально делает и может делать Церковь в этом направлении?

Мы не ждали указаний светской власти — у нас есть заповедь Божия о любви к ближним. Украинская Православная Церковь вносит весомый вклад в развитие духовной жизни жителей Донбасса: строятся шахтёрские и больничные храмы, работают воскресные школы, организован досуг детей и молодёжи. Налажено тесное взаимодействие и сотрудничество с медицинскими и исправительными учреждениями — при больницах и тюрьмах устроены храмы и молитвенные комнаты, ведется активная социальная и благотворительная деятельность. В каждом приходе, по мере сил, на праздники собирают подарки, одежду для нуждающихся. Например, в Свято-Серафимовском храме г. Макеевки еженедельно организовывается около 200 благотворительных обедов.

На сегодняшний день, благодаря усилиям благотворительного фонда «Витязь» в г. Головке идёт попечение о беспризорниках. Благотворительный фонд «Надежда» г. Красноармейска привлекает детей к занятиям в Центре православного просвещения. В с. Никольское при Свято-Васильевском монастыре открыт приют для стариков и бездомных, здесь находят заботу и внимание дети-беспризорники. В прошлом году воспитанники воскресных школ отдыхали в православном детском лагере. В этом году организовывается отдых 200 детей в лагере «Спутник» пос. Криничное и ещё 200 ребят отдохнут в ДОЗ «Весна» пос. Новопетровка (на Азовском море). Строительство спортивного комплекса, о котором уже говорилось, также даст возможность организовать досуг детей.

А в общем проблема беспризорников комплексная и требует особого подхода. Думаю, следует создавать специальные комиссии, в которые кроме педагогов и воспитателей, входили бы и представители Православной Церкви.

Президент выступил с инициативой с 1 сентября ввести в общеобразовательных школах новый предмет «Этика веры». Что, на Ваш взгляд, должен представлять этот курс, и кто его должен читать?

Название предмета довольно неопределённое и этой неопределённостью смущены не только представители Церкви, но и сами учителя. В районных отделах образования толком не знают, что за стандарт предлагает киевское руководство. Считаю, что любой учебный предмет, ставящий целью приобщение молодёжи к религиозным ценностям, обязан учитывать те традиции, тот культурный субстрат, на котором сформировался народ. Для Украины такой культурообразующей силой стало Православие. Игнорировать этот момент ни в коем случае нельзя. Спешка и попытки на скорую руку создать какой-то абстрактный универсально-синкретический предмет, в котором бы детям рассказывалось «обо всём и ни о чем конкретно» приведут к нарушению всяких моральных норм. Думаю, чтобы избежать неразберихи, светской школе и Церкви следует совместно готовить и программу и самих преподавателей предмета «Христианской этики». В прошлом году в Донецком национальном университете мы открыли «Отделение духовной культуры», которое как раз и готовит специалистов подобного профиля с дипломами государственного образца. Преподаватели приходских школ также имеют положительные наработки в этой области.

Вы редактор православного журнала «Живой родник», который был признан лучшим церковным журналом Украинской Православной Церкви. Над какими проблемами сегодня работают православные журналисты, какие издательские проекты осуществляются?

В нашей епархии удалось создать и развить несколько издательских проектов, как печатных так и Интернет-изданий, которые дают возможность учитывать возраст и степень воцерковленности читательской аудитории. Для православных детей Донбасса выходят красочные журналы «Радость моя» и «Голубка». Новости и историю епархии отражает официальная газета «Донбасс Православный». Православный собеседник «Живой родник» обращен к интеллигенции и всем, стоящим на пути в храм. В этом издании особое место уделено жизни подвижников благочестия — наших современников, подвигом веры явившим нам возможность жизни во Христе в тяжёлые годы тотального безбожия. Редакция ведёт определённую поисковую работу по созданию книги памяти репрессированных православных священнослужителей Донбасса. Сейчас готовится к изданию буклет о православных храмах Донеччины.

Что интересного в последнее время происходило в жизни Православной Церкви на Донбассе?

В мае особо замечательными событиями стали проведение Донецкой епархией совместно с государственными структурами и общественными организациями IV Фестиваля славянской культуры и письменности, а также Первого детского фестиваля «Пасха красная» и выставки «Православная Украина». Сейчас в Донецком доме работников культуры проходит фотовыставка работ нашего клирика протоиерея Николая Катальникова.

Мы были свидетелями, как несколько сот тысяч людей приветствовали победителя чемпионата Украины по футболу донецкий «Шахтер». Другой донецкий клуб — «Металлург» занял третье место. Донецк стал футбольной столицей страны. Как должна относиться Церковь и к спорту, и к болельщикам?

Конец весны — начало лета стали своеобразным праздником для любителей футбола. И «Шахтёр», и «Металлург» защищают спортивную честь Донбасса, и мне лично радостно за победу наших футболистов в чемпионате Украины. Смотреть хороший футбол приятно, хорошо и вести здоровый, спортивный образ жизни, борясь с вредными привычками.

Я лично смотрел по телевизору чествования «Шахтера» и был даже тронут, увидев сотни тысяч собравшихся на площадях. Это свидетельствует о единении жителей Донецкого региона. Подумал — нас тоже «багато — и нас не подолати!» В спортивном смысле, конечно.

Опекаете ли спортивные клубы, соревнования, существуют спортивные секции при приходах?

Донецк — город сильных людей. Здесь спорт любят и уделяют ему особое внимание. Среди прихожан наших храмов есть и спортсмены. Перед соревнованиями в храм приходят целыми делегациями и служат молебны. Не чужд Церкви и нынешний председатель Олимпийского комитета Сергей Бубка. А на открытии Святогорской Лавры были многие именитые спортсмены, например гимнастка Лилия Подкопаева. В прошлом году в Донецком институте физической культуры и спорта прошла совместная конференция с участием Православной Церкви.

Владыко! Что больше всего сегодня волнует православного архиерея?

Самое большее, что волнует меня, как православного архиерея — это какая-то нездоровая тенденция — каждый раз при смене Президентов, каждый старается вмешаться в дела Церкви, начиная мирить конфессии. Это не самая главная задача руководителя государства. Для улаживания церковных дел есть иерархия, каноны и церковная дисциплина. Начинается ненужная возня: «Кто-то кого-то признаёт, кто-то кого-то не признаёт. А если нас признают, вот тогда мы остальным покажем». Если декларируют уважение и невмешательство во внутренние дела Церкви — пусть и не вмешиваются. Знаете, за многие годы народ и на Западе, и на Востоке уже определился со своей конфессиональной принадлежностью. В этом вопросе наступила какая-то стабильность. Церковь всегда остаётся стержнем жизни общества и каждого человека в отдельности. Необходимо понять, что если материальные трудности, неудачные реформы или смену начальства труженик как-то переживёт, то расшатывание внутреннего спокойствия и посягательство на его вероисповедование — самое дорогое, что есть у человека, воспринимается очень болезненно. Непродуманная политика в отношении Церкви только раздражает и может привести к непредсказуемым последствиям.

Придет время, если Богу будет угодно, будет и Поместная Церковь и единство, а сейчас пусть власть даст возможность людям спокойно трудиться на благо Церкви и Украины.

Беседу вел Василий Анисимов

 
 
 
 

29 сентября 2006 года Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион отмечал 15-летний юбилей со дня архиерейской хиротонии. Накануне этого дня редакция «Живого Родника» встретилась с его Высокопреосвященством. Приняв поздравления с праздником, Владыка согласился дать интервью для журнала. За десять лет пребывания Митрополита Илариона на Донбассе мы узнали его как молитвенника, талантливого организатора и деятельного архипастыря. В данном интервью Владыка рассказал нам о своем пути к Богу и священству, о тех людях, которые оказали особое влияние на формирование его личности.

int3— Владыка, расскажите, пожалуйста, какую роль сыграла Ваша семья в воспитании Вас как верующего человека?

— Наша семья была верующая. Воспитывали и отец, и мать. Но, наверное, больше всего уделяла этому внимание, моя бабушка Мелания, которую я очень любил.

— Владыка, Ваш дедушка прославлен в лике святых как новомученик. Какие семейные воспоминания о нем сохранились?

— Это как раз по линии моей бабушки Мелании, ее родной брат Михаил. Предки наши жили на Холмщине — теперь это территория Польши. В то время это была Варшавская митрополия РПЦ, и известно, что, когда во время оккупации немцы отступали, поляки начали истреблять русское население, православно верующих людей. Потому что если ты поляк, значит, ты католик. Со слов бабушки и по рассказам других свидетелей я знаю, что людям угрожали, разбивали окна, подбрасывали записки с приказами идти в костел принимать католицизм. Приходилось убегать из дома, прятаться. Чтобы не изменить своей православной вере спасались, кто как мог. Так, поляками были вырезаны целые села. Брат по линии бабушки был священнослужителем. Служил он в Томашевском уезде Любленской области, нес послушание диакона при Крестовоздвиженском храме. Село называлось Гродеславицы. Во время Пасхальной службы банда ворвалась в дом, отца диакона вывели в нижней одежде и куда-то увели. И так по сегодняшний день никто не знает, что с ним случилось, говорят, что убили. Три года тому назад Польская Православная Церковь прославляла Холмских и Подляшских новомучеников, и в их списке был мой дед — Михаил Боровик.

— Владыка, Вы учились в старейшем духовном учебном заведении Украины — Одесской Духовной семинарии. Был ли у Вас любимый преподаватель, чем он запомнился, как повлиял на Вас?

— Я всю жизнь мечтал о семинарии, потому что не мог понять, как священник может быть без духовного образования. И конечно, ОДС — это alma mater. Я очень любил ее и люблю до сегодняшнего дня. Как архиерей я очень высоко ценю это учебное заведение. Считаю, что это одна из ведущих семинарий, которая дает высокий уровень знаний. Когда я поступал, в СССР их было только 3 и поступить было не так просто. ОДС отличается богатой библиотекой — каждый, кто хотел восполнить свои знания, мог ею воспользоваться. Относительно любимых преподавателей скажу, что уважал я всех. Каждый мог привить любовь к своему предмету. Прекрасным преподавателем литургики был игумен Глеб, впоследствии епископ. Мне очень нравились лекции по сектоведению и основному богословию протоиерея Виктора Петлюченко. Он всегда был очень хорошо подготовлен и давал достаточно обширные ответы на вопросы студентов. Конечно же, с благодарностью вспоминаю Петра Федоровича Еремина, который преподавал вначале катехизис, потом — догматическое богословие. Наталья Петровна Кравченко — преподаватель русского и английского языков, запомнилась как замечательный педагог и приятный, всегда открытый к общению собеседник.

— Владыка, Вы были иподиаконом митрополита Николая Львовского и Тернопольского. Расскажите, пожалуйста, чем Вам запомнился этот архипастырь.

— Бог дал мне возможность быть рядом с ним и хорошо его знать. Это был человек высокой культуры: образованный, интеллигентный. Замечательный богослов, который к тому же имел медицинское образование. Во время службы владыка Николай полностью погружался в молитву. Также запомнилась его пунктуальность.

Львовская кафедра была единственным местом его архипастырского служения. Я всегда поминаю митрополита Николая в своих молитвах.

— Каким образом Вы пришли к мысли о священстве?

— Быть священником — это была моя детская мечта. Об архиерействе я никогда не думал, а вот священником быть хотел всегда. После окончания 84-ой львовской школы я поступал в Московскую Духовную семинарию, но у меня даже документы не приняли, потому что по закону требовалось, чтобы было полных восемнадцать лет. Чтобы не тратить год, я поступил в институт, о чем сейчас не жалею. Я успешно окончил институт, а после этого, уже в тридцать лет, поступал в Одесскую Духовную семинарию.

— Владыка, известно, что в советское время человеку, получившему светское образование, очень тяжело было поступить в духовное заведение. Каким образом Вам удалось преодолеть препятствия?

— Когда я окончил высшее учебное заведение, то переехал с запада Украины на восток для того, чтобы «потеряться». Кроме того, поступал в духовную семинарию на основании школьного аттестата. Никто не знал о моем высшем образовании, потому что это стало бы препятствием для поступления. Была бы соответствующая обработка органами или просто указание не принять в семинарию.

О том, что я был на Донбассе, никто не знал, даже мама. Опасное было дело, потому что меня искали. Впоследствии рассказывали, что когда узнали в институте о моем поступлении в семинарию, то целый актив собрали, и комсомольский, и партийный. Обсуждали, как такое могло случиться.

— Вы недавно ездили во Львов…

— Времена изменились. Все наши однокурсники, представители деканата и ректората встречались по случаю тридцатилетия окончания института. Представители деканата уже совсем по-другому смотрели на мой выбор, даже гордились мною.

— Вы несли церковное служение на Донбассе еще до принятия священного сана. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде.

— Я оставил Львов и приехал в Горловку. Тогда секретарем Донецкой епархии был протоиерей Александр Шокало (впоследствии архимандрит Андрей), очень добрый человек. Он направил меня на послушание псаломщика в Свято-Успенский храм города Донецка, который находится в Буденновском районе. И раба Божия Ксения Никитишна прописала меня в своей квартире на Минской улице. Она работала на шахте, а в церкви несла послушание сторожа, пела на клиросе. Очень много мне помог настоятель храма отец Иоанн Коробейников и как священник, и как духовный наставник. И уже из Донецка, как псаломщик, спустя некоторое время поступал в духовную семинарию. Отец Александр Шокало дал мне рекомендацию.

— Какие встречи на Вашем жизненном пути запомнились особо?

— Еще в девятом классе я поехал в Мукачевский женский монастырь на праздник Успения Божией Матери. Там всегда особенно торжественно отмечали этот день. Меня поразило то, что со всех гор приходили крестные хода в монастырь на службу. В то время, конечно, сотрудники КГБ не пускали людей на праздник. Меня тоже пытались задержать. Помню, я приехал поездом Львов — Ужгород или Мукачево. Шел пешком вдоль реки Латорицы. Меня три раза останавливали: «Молодой человек, куда Вы идете?» Приходилось что-то придумывать. Всенощное бдение в монастыре возглавлял маститый архимандрит — кажется, его звали Захария, — которого почитали как прозорливого старца. Когда я подошел на помазание, он подал мне стручец и сказал: «Ты помазывайся сам». Я удивился: «Батюшка, я же не священник». Он повторил: «Мажь себя сам. Ты сын великой России». Что-то в таком роде сказал, я уже точно не помню. Я и помазал себя, потому что много народа, и спорить с ним некогда. Этот случай запомнился на всю жизнь.

Благодарю Бога за то, что Он благословил мне общаться с Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Умнейший, добрейший человек, с которым можно всем поделиться и получить ответы на свои вопросы.

Я никогда не забуду те ночи, которые я провел в Почаеве в дни памяти преподобного Иова или Почаевской иконы Божией Матери, когда ходил после всенощного бдения в народ и слушал прекрасные песнопения, псалмы, которые люди пели, приезжая со всего православного мира.

— Что Вы можете посоветовать молодым людям, готовящимся к пастырскому служению?

— Самое главное для священника — уметь молиться. А если человек умеет молиться, он, соответственно, получает все то от Бога, что ему необходимо. И вразумление, и здравие, и благополучие. Важно чтобы молитва не была машинальная, надуманная. Молитва должна идти от сердца. Конечно, хотелось бы от молодых священников больше мудрости в решении семейных вопросов. К сожалению, сегодня некоторые священники свою душу растворяют в мирской суете, что не соответствует высоте пастырского служения.

— Какую литературу Вы предпочитаете читать в свободное время?

— Я люблю историческую литературу. Вот сегодня письма Иоанна Златоуста начал читать. Читаю и удивляюсь тому, насколько это был культурнейший и образованнейший человек, святитель, который имел великий дар от Бога. А вообще, свободного времени у меня не так уж и много — хотя бы успеть прочитать всю корреспонденцию, что приходит.

— Владыка, с Вашим именем связана активная проповедь Православия в современном обществе. Это и труды по храмостроительству, и организация миссионерской работы, и благотворительная деятельность. Есть ли у Вас творческие планы, которыми Вы хотели бы поделиться с нашими читателями?

— Мне кажется, что мало храмов. Я люблю созидать. И радуюсь каждый раз, когда вижу что-то новое, нами построенное. Даже бывая за границей, я всегда обращаю внимание на архитектуру, для того, чтобы перенять опыт. Также очень хочется открыть духовную семинарию.

— Владыка, что бы Вы хотели пожелать читателям нашего журнала как его главный редактор?

— Прежде всего, быть активными читателями. И дай Бог, чтобы читатели всегда находили на страницах нашего журнала что-то для спасения своей души, для духовного познания.

Беседовал протоиерей Георгий Гуляев,
пресс-секретарь митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона

Комментирование запрещено