Духовный смысл 136 псалма

ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА !

Литypгической особенностью Недели о блyдном сыне является пение на yтpени после тоpжественных псалмов полиелея  , 136 псалма петого евреями в плену вавилонском: На реках Вавилонских….   Как предостережение, как горький укор из прошлого звучат слова  136  псалма, преисполненного скорби.«Псалом – где с сокрушением, там Бог с Ангелами»,- поучает преподобный  Ефрем Сирин.  Этот   псалом показывает . как через слезную воду , кораблем покаяния , окормлением благодати Иисуса Христа христианин достигает желаемого пристанища –вожделенного Небесного отечества. Истинная радость жизни  заключается только в союзе  с Богом , а удаление от этого союза служит источником всевозможных бедствий  и уничижений . «Восстань душа , состарившаяся в грехах и обновись покаянием. Из сокрушения и слез раствори себе лекарство и лечи раны падшего образа» ,- призывает преподобный Ефрем Сирин У всех людей, приносящих покаяние и чающих жизни будущего века, должен быть тождественный внутренний опыт, а именно — ощущение того, что ты не дома. Ты на чужбине, ты далеко, , тебя  увела из родного края  внешняя сила, как в истории с евреями, уведёнными в плен,  Ты не дома! Домой ещё предстоит вернуться, Но прежде чем вернуться, надо вдоволь насытиться тоской, вдоволь насмотреться на чужое небо, вдоволь наплакаться. Это нужно для того, чтобы, случись возможность бежать, душа не оборачивалась вспять, как Лотова жена, и не роптала, как евреи, вспоминавшие о египетских котлах с мясом, о чесноке и луке. Поэтому  евреи в Вавилоне долго пьют воду, смешанную с горечью плена, и долго едят хлеб, смоченный слезами печали.

Текст  псалма переносит нас во  время неисчислимых бедствий иудейского народа. Получившие от Бога заповеди , бесчисленные чудеса , прекрасную плодородную землю ,  иудеи перестали верить истинному  Богу  и  начали поклоняться идолам . Самое  святое место  в человеческой душе  должно принадлежать Богу – Святому , Милостивому . Всемогущему Существу – нашему Творцу и Владыке , а  на это место иудеи  поставили  идолов и несуществующих богов . Мрак идолопоклонства  покрыл обетованную землю и живущих в ней.  Господь долго терпел богоотступничество ,  но за нераскаянность  в грехах    в  VI  веке до Р.Х. сильное  войско вавилонского царя Навуходоносора  вторглось  на территорию иудейского царства. Иерусалим был  разрушении, и  храм , построенный царем Соломоном, разорен.Отнял   Господь   Иерусалимский храм — Свою великую святыню ,  знак Своего завета с ними,  а их самих отдал  в руки завоевателей.«Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц» (Плач Иер. 2 .7, 11).Начинается псалом словами; «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Пленные иудеи сидели вне городов , в местах пустынных на берегах рек и там в сокрушении сердца и слезной молитве оплакивали свое бедствие. Состояние иудеев, отведенных в плен, обращенных в рабство и лишенных всякой свободы, ухудшалось  еще более при воспоминании о Сионе, о храме и о совершаемых в нем богослужениях. Сознание потери и лишения всего этого повергало их в глубокую скорбь. Во время обладания благами и  свободою они гордились и презирали их своими грехами , а теперь лишены были этих благ ,  чтобы опять возжелали их. Бог всегда так поступает с теми, кто презирает Его блага .Поскольку Церковь — это не просто музей истории, поскольку всё происходящее в ней, все звучащие слова молитв касаются  нас непосредственно, спросим себя: что в этом псалме касается нас с вами? Для этого необходимо нам помнить  , что «Псалмы – книга духовная и ее следует «духовно постигать», как говорит преп. Никита Стефат  . Церковь рассказывает эту историю нам именно сейчас, в период подготовки к Великому Посту не просто как урок древней истории. Она  напоминает нам о нашей потере Небесного Иерусалима, о нашем изгнании, о нашем плену у злой силы, о нашем плачевном состоянии, и внушает нам, выходящим на поприще борьбы с грехом и начальником его —  диаволом, что  мы должны от всего сердца возненавидеть этот плен и возжелать свободы. Если мы с этими чувствами начнем Великий пост, то он будет путем к свободе, радостным возвращением домой, восстановлением нашего внутреннего Иерусалима Вавилон был могущественным и развитым городом, в котором было все лучшее, что мог предложить Древний мир. С точки зрения многих народов жить в Вавилоне было привилегией. Но из Библии мы знаем, что причиной этого могущества и развитости вавилонской цивилизации было постоянное противодействие Богу Истинному. Именно поэтому в Библии Вавилон символизирует чрезмерную и избыточную привязанность к мирским благам, которая удаляет нас от Бога. Большинство современных людей оказывается как бы в вавилонском плену, порабощенные материальными достижениями цивилизации .Плененные вавилонским царем иудеи изображают нас , плененных духовным Навуходоносором – дьяволом .Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений греха .Иудеи плакали о земном Иерусалиме , где был их храм истинному Богу ; мы же должны плакать о Сионе духовном , граде Бога Живаго , Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан , от которого мы удалились нерадением в исполнении заповедей  Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому телу и Крови  Христовой

Следующие стихи псалма :« На вербиих посреде его обесихом органы наша».Иудеи,  отправляясь в плен, взяли с собою органы, которыми не могли пользо­ваться. Органы – это  музыкальные инструменты, на которых они  прославляли Бога, живя в Иерусалиме. На берегах рек вавилонских, как уже ненужные и бывшие без употребления скрывали, чтобы не видели их  враги. По словам блж. Феодорита, — были без употребления: потому что Закон повелевал только в одном месте — Иерусалиме — совершать богослужение и пение .Святые отцы объясняют , что это устроено было Богом для того,  чтобы они оплакивали лишение богослужения. Вавилоняне , насмехаясь над пленными , приказывали им петь  и говорили: «Воспойте нам от песней сионских». Они же в ответ спрашивали: « Яко воспоем песнь Господню на земли чуждей?».  Богоотступники всеми способами попиравшие  закон, на чу­жой земле  стали  вести  себя  строго , и  несмотря на угрозы  ино­племенников  , не дерзнули нарушить закон. Иудеи не согласились петь , потому что скорбь делает людей более сильными,  сокрушенными и  смиряет душу. Они и плакали, и сохраняли закон. Раньше они  смеялись над плакавшими пророками ,а  теперь, когда им никто не напоминал о них, обращались к слезам и плакали. Нечистым ушам не следовало слышать этих таинственных песнопений .Не освободившись от пристрастия к миру , душа не может любить Бога искренно . Житейское пристрастие для нас есть  как бы покрывало, ибо доколе мысль наша рассевается и душа возмущается  в себе страстями , дотоле не можем петь  Богу чистую песнь. Как мы можем петь песнь Господню в сердце, наполненном  страстями ? Святые  отцы указывают , что  сердце  здесь иносказательно называется землею , а песнь обозначает чистую и нерассеянную молитву.«Аще забуду тебе ,Иерусалиме, забвена буди десница моя» . Только находясь в плену , иудеи осознали , как велики их любовь к  Иерусалиму и    желание  возвратиться туда . Прежде они  слышали, что будут лишены города и не обра­щали на это внимания, а теперь сами на себя призывают прокля­тия, если забудут о нем . Выслушаем  же это все мы, и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают тоже  в тот  день ,когда потеряют свой  горний  Иерусалим . Необходимо нам  с особенною тщательностью наблюдать за самими собою и так устраивать нашу  жизнь, чтобы не сде­латься пленниками, чуждыми и отлученными от этого отече­ственного города. «Помяни, Господи, сыны едомские  в день Иерусалимль глаголющие :истощайте, истощайте его до оснований его».Почему первый вопль не о вавилонянах, как о непосредственных врагах, а об идумеях («сынах Едомских»)? Идумеи – ближайшие родственники израильтян. Они были потомками Исава, родного брата Иакова-Израиля. Благополучие израильтян  было предметом зависти для идумеев и они всегда старались принять активное участие в любых вражеских нападениях на Иудейское и Израильское царства.Сыны едомские – это гонители Святой Церкви –демоны , которые повелевают друг другу  истощать богатства нашей души до основания. Наибольшего внимания стоят последние стихи псалма: «Дши Вавилона, окаянная ! Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое , еже воздала еси нам. Иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Если смотреть на плоть, то есть на букву Писания, то душа смутится:  « Что за жестокость такая?»  Однако, из Священного Писания известно ,что  помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир (Рим. 8, 6). «Камень» — это одно из имён Спасителя. Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится (1 Пет. 2, 6). Это Пётр цитирует пророков, говоря о Христе .Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22–23). Этот псалом пророчествует о Христе, и пророчество это многократно повторяется в Евангелии .Итак, отцы наши пили питие духовное из духовного последующего камня, камень же был Христос (1 Кор. 10, 4).Согласившись с тем, что камень — Христос, поищем объяснения для вавилонских младенцев. Один монах, опытом постигший, что значит бороться с грехом, просил учеников вырывать из земли растения, на которые он им укажет. Молодые иноки без труда вырывали траву и молодой кустарник. Но было тяжелее с юными деревцами, и, наконец, совсем невозможно было вырвать из земли деревья укоренившиеся и окрепшие. Это было уроком относительно того, как нельзя позволять греху укореняться в душе. Нужно вырывать ростки — чем раньше, тем лучше. Потом будет всё тяжелей, а со временем и вряд ли возможно. Слабые ростки греха — это и есть вавилонские младенцы. Так проникаем в смысл Писания мы, если только Дух Божий живёт в нас (Рим. 8, 9). В священной истории , описываемые  события , имеют значение на долгие века.  События , претерпеваемые евреями, имели отношение не только к ним самим, но и ко всему последующему миру. Поэтому кроме личных чувств, кроме собственной горечи или радости ,  язык евреев проговаривал слова пророческие, нас с вами касающиеся напрямую. В своей тоске они изобразили наше томление от грехов, а в своей жажде мести указали нам на врага и сказали, как бороться с ним .Наш враг — грех, точнее, греховный помысл, начало греховного движения в душе, угроза пленения ума. Наше оружие — имя Христа. Это Камень, о Который надо бить вавилонских младенцев, пока они не выросли, пока не стали исполинами, пока не уничтожили нас. Блаж. Августин, со своей стороны, говорит так: «Мы являемся пленниками, лишенными святости и Иерусалима. Кто нас взял в плен? – Диавол и бесы. А Кто нас спас и искупил? – Христос. Дщи Вавилоня с раннего детства губила наши души всевозможными пороками, и ей следует воздать тем же, т.е. разбить о камни ее порождения. Что это за порождения? – Это рождающиеся дурные вожделения. О какой Камень разбить их? – “Камень же бе Христос” (I Кор. 10, 4). Вот это какой Камень».

Итак , на  входе в Великий пост добавляет нам Церковь поначалу всего один псалом, Главное слово в нём последнее — «камень». Это тот Камень, на Который если кто упадёт, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит (Мф. 21, 44). Это — Христос .Будем помнить , что нас, христиан, Спаситель освободил из «вавилонского пленения». Мы уподобляемся древним иудеям, вернувшимся на развалины родного города, который им только предстоит отстроить в течение долгих лет тяжелого труда. Так же и нам предстоит кропотливая работа по восстановлению Иерусалима и Храма нашей  души и тела, разрушенных грехом .Это  залог возвращения домой,  на землю свободы, на духовную Родину Один из важных уроков псалма состоит в том, что нельзя молиться (т.е. «воспеть песнь Господню»), находясь «на земли чуждей» (т.е. будучи поглощенными привязанностями к чему-либо греховному). Именно поэтому пост, как воздержание, настолько тесно связан с молитвой  .Еще один важный урок заключен в последней строке псалма С грехом надо бороться в самом зародыше, когда он проявляется еще только в помыслах и подспудных желаниях. Именно они являются «младенцами» «дщери вавилонской» и  счастлив тот, кто сможет поймать их в себе и разбить о камень, т.е. покаяться в них, прежде чем помыслы-младенцы разгорятся и возрастут до уровня греховных поступков и страстей. А Камень этот есть Святая Церковь и Господь наш Иисус Христос (Мф., 16.18; 1Петр 2.6-8; Рим., 9.33; 1Кор., 10.4). Нам необходимо   разбивать их о камень веры, терпения и упования на Камень и основателя Церкви и Спасителя нашего, Господа  Иисуса Христа. Аминь.

 

08.03.16                                                                                                               прот. Алексей Беспалый

Комментирование запрещено